Смастерить лопату, скребок для снега, выстругать из дерева модель корабля или самолета – все это для Александра Агапова не проблема. «Парень умелый, старательный», – говорят педагоги. В Барышевском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, он живет около пяти лет.
«В первую очередь для меня преподаватель должен обладать быть примером, у него должно быть много положительных качеств. Мне бы хотелось учиться общаться со сверстниками, со старшими, чтобы, когда, например, идут ссоры, решить все словами, а не дракой», – говорит воспитанник Барышевского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Александр Агапов.
В правительстве Новосибирской области вместе с единомышленниками из благотворительных фондов разработали программу подготовки воспитателей детских домов. Цель – социализация подростков. Многие не хотят идти в приемные семьи.
«У ребенка есть большой травмирующий опыт, и он чувствует вину перед своими кровными родителями и не хочет пойти в новую семью, потому что он любит своих родителей, какие бы они у него ни были. Он любит эту маму, которая, по нашей точке зрения, о нем не заботилась. У него нет другого примера. Он знает эту маму, и любит ее всем сердцем», – комментирует PR-директор благотворительного фонда «Солнечный город» Мария Малкина.
В Новосибирской области, по официальным данным, больше 90 процентов воспитанников детдомов – подростки. На тренингах педагоги пытаются примерить их роль на себя.
«Кто у нас может поменять планы, и у кого жизнь рушится в одну секунду? Подросток! Вот здесь идет уже момент осознания. Многие взрослые понимают, что ему тяжело. Он же ребенок. И тогда взрослый должен помочь ему восстановить этот план. Может быть, написать заново. Поставить цели и задачи», – говорит сотрудница центра развития семейных форм и устройств Елена Крутских.
А это следующее упражнение: педагоги делятся на две команды. Первая – «Бориски», вторая – «Андрейки». Одна группа перечисляет возможности ребенка, который живет с родителями. Другая – характеризует того, кто обделен вниманием пап и мам. Сравнивают, чтобы понять мысли и чувства воспитанников детских домов. Главная задача преподавателя – наладить контакт с подростком. Стать для него примером и помочь обрести семью.
«Этот проект рассчитан на три года, но в этом году у нас полностью полноценно пройдут обучение 83 специалиста из четырех центров. Причем мы взяли территориально центры, расположенные далеко друг от друга. Это Барышевский, Тогучинский, Дорогинский и Чистоозерный центра для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», – сообщила заместитель министра социального развития Новосибирской области Ольга Потапова.
Насколько эффективная новая методика? По словам специалистов, предварительные итоги подведут весной.