«А ларчик просто открывался...»
Журналистское расследование, которое провели несколько федеральных изданий, началось с данных из информационной базы СПАРК. Как оказалось, разница между выручкой и себестоимостью услуг у РАТЭК в 2016 и 2017 годах составляла по 20 млн рублей: в 2016 при выручке в 3,4 млрд рублей чистая прибыль вышла только 385 тысяч (0,01% от выручки), а в 2017 – при примерно той же выручке в 3,3 млрд финансовым результатом стал чистый убыток в 11,8 млн рублей. Размер налога на прибыль составил 77 тысяч рублей и 0 рублей соответственно.
Дальше - больше. Как оказалось, вопросы к РАТЭК накопились не только у сотрудников компании (служба сделала 12 внеплановых проверок в прошлом и этом годах и даже привлекала к разрешению ситуации в Челябинске прокуратуру). Согласно информации в базе Арбитражных судов, РАТЭК является истцом почти в 400 делах, четверть из которых была подана от клиентов грузоперевозчика и его контрагентов в этом году! Общая сумма исков с января – порядка 90 млн рублей, за прошлый год – около 22 млн. Несколько исков поданы о банкротстве по факту задержек оплаты за оказанные услуги. В целом иски от субподрядчиков варьируются на суммы от 1 млн до 3 млн рублей, когда суды, как правило, принимают сторону истца.
РАТЭК, открывший более 120 филиалов по России и Казахстану, испытывает трудности не только на документах – на практике у компании также немало сложностей. Закрываются терминалы в различных городах (только на сайте РАТЭК сообщается о закрытии офисов в Барнауле, Краснодаре и даже Санкт-Петербурге) по «техническим причинам». СМИ в то же время уже предположили, что дело или в сокращении издержек, или в том, что даже на работу терминалов денег уже нет.
Об этом же говорят источники в банковской сфере. РАТЭК, по некоторым данным, уже пытался добиться финансирования от ряда кредитных организаций. А пока компания занимается рассылкой писем с просьбой оплачивать на счет третьих лиц (и сообщает об этом на своем сайте). Можно предположить разные причины таких действий, но можно и страховку от блокировки и списания средств со счетов по судебным искам или по инициативе налоговиков.
Многие потенциальные клиенты уже начали сотрудничать с другими перевозчиками - ТК «Энергия», ПЭК, «Деловые линии» и КИТ.
Напомним, что в последнее время государство все чаще говорит об «обелении» логистической сферы, включая ее в топ-3 наиболее проблемных отраслей с точки зрения уклонения от уплаты налогов. Очевидно неслучайно: только с начала года стало известно о финансовых схемах двух крупных грузоперевозчиков: «ЛидерТранса» и «Глобал Логистик Транспорт». Ряд руководителей уже бежали за границу... как бы руководство РАТЭК не выбрало тот же путь.