Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Построен на костях: 90 лет назад по мосту в Новосибирске прошел первый состав

16.10.2021
Арсений Арсеньев
Построен на костях: 90 лет назад по мосту в Новосибирске прошел первый состав
Семнадцатого октября 1931 года, 90 лет тому назад, в Новосибирске по второму железнодорожному мосту через Обь прошел первый состав.

Комсомольский железнодорожный мост находится в информационной тени других новосибирских мостов. Его редко упоминают в печати. А некоторые горожане вообще не подозревают о его существовании, ведь он скромно стоит вдалеке от центра города, проходит через остров Кораблик. Между тем, это была первая в городе ударная комсомольская стройка первой пятилетки. И лозунг «Всё – Кузнецкстрою! Всё – для Кузбасса!» звучал громко, его знали все.

В начале 30-х годов началось массовое освоение Кузнецкого угольного бассейна. Возникла острая необходимость в новой железнодорожной линии от Новосибирска до Ленинска. Требовался второй железнодорожный мост через Обь. Соединить берега Оби решили в кратчайшие сроки — за год: «Время, вперёд!»

Работы начались в декабре 1930 года. Трудились в сильный мороз круглосуточно - в три смены. Вначале собирали тепловые камеры высотой 15–20 метров площадью до тысячи квадратных метров. В них пропаривали промерзшие строительные материалы. До весеннего ледохода предстояло собрать и опустить на дно Оби восемь кессонов, а затем поставить на них опоры.

002-1.jpg

Кессонщики работали в сапогах. Сапоги были дефицитом, их требовалось 800 пар. Не хватало не только сапог, но и валенок, полушубков, ватных тужурок, брезентовых курток и брюк, рукавиц, теплых шапок. Часть одежды была в пути, а на счету был каждый день. Подобная ситуация была и со строительными материалами, с инструментами. Одних только гвоздей требовалось 10700 кг!

Катастрофически не хватало и самих рабочих: в январе 1931 года работало 974, а требовалось 1400 человек. А вот в марте и в апреле наблюдался переизбыток рабочей силы. «Мостотрест» вместо того чтобы передать рабочих временно на другие участки распустил более двух тысяч человек неизвестно куда, вследствие чего в летние месяцы опять возникла нехватка рабочей силы. Пришлось привлечь на стройку 150 заключенных.

most-komsomolskii.jpg

Горком комсомола объявил всю городскую организацию мобилизованной на строительство моста. Когда там замедлялись темпы, горком постановлял: «За прорыв несет ответственность каждый комсомолец!» И тут же проводились массовые молодежные воскресники. Иногда в день трудились по полторы-две тысячи новосибирских комсомольцев. Бывало, что объявлялись и «штурмовые» ночи.

На стройке резко осуждались прогульщики и дезертиры. На строительной площадке была специальная будка, разрисованная водочными бутылками. Здесь под насмешливые взгляды и остроты выдавали зарплату пьяницам. Был и такой способ воздействия: отстающим бригадам вручали специальные рогожные «знамена».

Возведение опор закончили в сентябре, а 17 октября 1931 года по новому мосту через Обь прошел первый железнодорожный состав. В январе 1932 года открылось временное движение. В то время это был самый большой двухпутный мост в СССР. За ударную работу на строительстве было премировано 315 комсомольцев. Новосибирский городской Совет депутатов трудящихся присвоил новому мосту имя Коммунистического Интернационала Молодежи. В народе мост зовут Комсомольским.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости
02.12.2021 ТРАНСПОРТ

Досрочно, на полтора года раньше расшито ещё одно из узких «горлышек» на Ордынской трассе.Губернатор Новосибирской области Андрей Травников дал старт рабочему движению на объекте реконструкции автомобильной дороги «Новосибирск – Кочки – Павлодар» на участке Новосибирск – Ярково в Новосибирском районе, близ поселка Верх-Тула. Новый участок автомобильной дороги К-17р построен в обход поселка Верх-Тула.

Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.