Новосибирск 11.1 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. История

Праздник Торжество Православия–2022 13 марта: кого и за что предают анафеме

Праздник Торжество Православия–2022 13 марта: кого и за что предают анафеме
Еретиков перечисляет протодьякон Новосибирского Вознесенского кафедрального собора Александр Егоров. Фото с сайта Вознесенского собора
В первое воскресенье Великого поста Православная церковь отмечает Торжество Православия. Поскольку праздник этот зависит от даты начала Великого поста, который каждый год начинается в разное время, то он попадает в разряд праздников с плавающей датой. В этом году он будет совершаться 13 марта. Что же в этот день отмечается?

История возникновения праздника

В VIII веке в православной Византии возникла так называемая ересь иконоборчества, которая продлилась более ста лет. Иконоборцы объявили все изображения идолами, которым Библия поклоняться запрещает. В 730 году император Лев III Исавр официально запретил почитание икон. По всей Византии в православных храмах стали уничтожать иконы и фрески. Сопротивлявшиеся христиане подвергались жестоким мучениям, как когда-то во времена языческих гонений.

Так продолжалось до 787 года, когда при поддержке императрицы Ирины, в Никее был созван VII Вселенский собор, который вошёл в историю как Собор, восстановивший иконопочитание. Осудившие иконоборчество 367 участников собора уточнили, что нужно поклоняются не самой иконе, а тому, кто на ней изображён. Почитать икону православному человеку необходимо, так как она является неким окном в духовный мир. В определении собора (оросе) было написано, что «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней». Был введён даже термин, многое объясняющий: почитаемое поклонение.

Но, к сожалению, вскоре в Византии к власти вновь пришли императоры-иконоборцы, и гонения на православных вспыхнуло с новой силой. Лишь в 843 году при императрице Феодоре решение VII Вселенского собора было одобрено и иконопочитание вернулось в Православную церковь. Тогда же был впервые совершён чин Торжества Православия, на котором совершается вечная память ревнителям православия и провозглашается анафема (отлучение) всем еретикам. С тех пор этот чин совершается ежегодно в первое воскресенье Великого поста.

Ikona_Torzhestva_Pravoslavia.jpg

Икона Торжества Православия

Предавали ли анафеме Льва Толстого?

Из фильма советских времён «Анафема» режиссёра С. Гиппиуса по мотивам одноимённого рассказа А. Куприна известно, как проходит этот чин в храме. Протодиакон громогласно перечисляет еретиков – тех, кто выступает против основных христианских догматов, а хор после провозглашения названия ереси торжественно поёт «Анафема!» В том же фильме рассказывается, как анафеме должен был подвержен писатель Лев Николаевич Толстой. А это уже неправда – никогда в чине Торжества православия Толстой не упоминался и анафему ему не провозглашали, хотя отлучение его от Церкви имело место

За то, что Толстой активно проповедовал своё видение жизни, в корне отличающееся от христианского учения, он был отлучён от Православной церкви. Об этом обществу было объявлено в газетах, где было помещено решение Синода от 20–22 февраля 1901 года, в котором сообщалось, что граф Лев Толстой больше не является членом Православной церкви.

То есть Синод констатировал факт, что великий русский писатель перестал быть членом Церкви, от которой он фактически сам отрёкся. Толстой не признавал ни загробной жизни, ни Боговоплощение, ни Пресвятую Троицу и прочее. Но в любом случае, его никогда публично не анафематствовали. А то, что писатель Куприн по этому поводу написал талантливый, но неправдивый рассказ, говорит о том, что и до революции многие писатели были далеки от церковной жизни.

Можно ли анафему снять?

В истории России встречались случаи, когда при покаянии или при достаточных основаниях отлучение от Церкви или анафема могут быть сняты. Например, накануне казни была снята анафема с Емельяна Пугачева, так как он «с сокрушением сердечным покаялся в своих согрешениях перед Богом». А вот Толстой покаяться не успел, хотя в том же решении Синода, его отлучившего, было сказано, что Толстой может вернуться в Церковь, если принесёт покаяние. Но, когда он умирал на станции Астапово (ныне Лев Толстой), то прибывшего из Оптиной пустыни старца Варсонофия к нему не допустили.

Отлучение от Церкви великого русского писателя до сих пор будоражит умы соотечественников. Официальное отлучение означает, что потомки Толстого и просто почитатели его таланта не могут совершать по нему панихиды, подавать записки за упокой и прочее. Недаром в 2010 году, в год столетия со дня смерти Толстого, президент Российского книжного союза Сергей Степашин обратился с письмом к патриарху Кириллу с просьбой проявить сострадание к великому писателю и что-то предпринять.

На это письмо ответил тогдашний ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит (ныне митрополит) Тихон Шевкунов. В этом ответе он заявил, что «поскольку примирение писателя с Церковью так и не произошло (Толстой публично не отказался от своих трагических духовных заблуждений), отлучение, которым он сам себя отверг от Церкви, снято быть не может».

Вся эта печальная история с великим русским писателем лишний раз подтверждает напоминание православных священников, что заботиться о посмертной участи своей души нужно во время своей земной жизни. 

Районные СМИ

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: