«Первые ласточки» новостей о скором банкротстве РАТЭК появились в СМИ в конце августа-начале сентября. С тех пор компания не только не опровергла, но и усиленно подтверждает эти слухи своей деятельностью, а точнее, бездеятельностью.
Так, на днях сотрудник перевозчика на условиях анонимности принес в СМИ распечатку пунктов закрытия филиалов РАТЭК – в списке 75 городов. Эти данные вполне соответствуют и информации на официальном сайте транспортной компании.
С 1 по 19 сентября размещено 26 новостей о закрытии отделений в разных городах, 7 новостей об отсутствии электричества (возможно, за неуплату), 5 новостей об остановке приема и/или выдачи грузов. Довольно знаковой является новость о прекращении с 17 сентября работы единого номера 8-800-555-55-15, а также о прекращении авиаперевозок.
О реальной ситуации на местах прошел сюжет на РЕН-ТВ от 18 сентября. По словам клиента компании Евгения Алексеева, его груз, сданный на терминал еще 1 сентября, не только не пришел в город назначения, но даже не покинул склад на отправной точке. Причем получить груз клиент теперь не может: помещения закрыты, телефоны не отвечают. Контракты, завязанные на доставку, у предпринимателя сорвались. На стороне клиентов в СМИ выступил и Юрий Нотэнко, бывший руководитель Кировского филиала РАТЭК, где теперь недоступен груз. По его словам, топ-менеджмент, которого осталось несколько человек, вероятно, не может своевременно платить и зарплату и арендную плату. Арендодателя тоже можно понять – отдав груз, он лишится последней возможности получить долг. Но клиентам от этого никак не легче.
Сейчас вопрос, по мнению аналитиков рынка, состоит уже не в том, выживет ли перевозчик, а в том, какими последствиями обрастет крушение логистического гиганта.
Претензии клиентов и партнеров понятны, и они уже давно идут в суды, призывая РАТЭК к ответу. За первые 8 месяцев 2018 года подано уже несколько десятков исков.
В тяжелом положении оказались и сотрудники РАТЭК. Так, в Новосибирской области (регионе регистрации компании) это один из крупнейших неплательщиков – как пишут источники в СМИ, долг 1450 человекам превышает 40 млн рублей.
Но собственники РАТЭК вряд ли уйдут от ответственности. Так, по данным СПАРК, при выручке в размере 3,3 млрд рублей в 2017 и 3,4 млрд рублей в 2016 году чистая прибыль по итогам 2017 года составила аж 385 тысяч рублей, ну а в 2016 году компания смогла похвастаться чистым убытком в 11,8 млн рублей. Валовая прибыль от основной деятельности (разница между выручкой и себестоимостью услуг) два года подряд составляла всего по 20 млн рублей – результат, приличный разве что для ИП средней руки, но никак не для крупного бизнеса федерального масштаба.
Второй момент – санкции для неплательщиков зарплат, а РАТЭК уже попала в поле зрения полпреда Президента в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло. Он не только потребовал принять исчерпывающие меры для ликвидации задолженности по зарплатам компаниями-должниками, но и предложил внести в законодательство уголовную ответственность за невыплату зарплаты для собственников предприятия, а не только для их руководителей.
По данным главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, в 2017 году в отношении руководителей предприятий, являвшихся злостными неплательщиками заработной платы, расследовалось 2777 уголовных дел.
Попытки увести поступления на счета других юрлиц шиты белыми нитками. Менеджеры РАТЭК сообщили на сайте о заключении агентского договора с ООО «Камино» (состоящим из одного сотрудника) и об оплате счетов именно по реквизитам ООО «Камино». Впрочем, сейчас уже сложно говорить о каких-либо поступлениях – проблемы перевозчика стали слишком очевидны. Ждем реакции государства в лице налоговых и правоохранительных органов.