vn
Новосибирск -11.9 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Авиа

Самолет с уникальным электродвигателем испытали в Новосибирске

Самолет с уникальным электродвигателем испытали в Новосибирске
Новосибирский самолет Як-40 — летающая лаборатория с электрическим двигателем . Фото Алексея Танюшина
Первый шаг к созданию «электросамолета» сделали на аэродроме новосибирского СибНИА имени Чаплыгина. Новосибирский самолет Як-40 — летающая лаборатория с электрическим двигателем разогнался по взлетно-посадочной полосе, развив скорость 140 км/ч. Летные испытания стартуют в 2022 году. До 2030 года в России планируют оснастить электроавиадвигателями пассажирские самолеты.

Первый в мире сверхпроводящий электроавиадвигатель протестировали ученые на аэродроме СибНИА имени Чаплыгина в Новосибирске в пятницу, 5 февраля. Первый этап наземных отработок самолета Як-40 прошел успешно – воздушному судну удалось разогнаться по взлетно-посадочной полосе со скоростью 135-140 км/ч. Проверка показала устойчивую совместную работу электродвигателя и всех систем самолета.

«Ни у кого в мире такого нет, мы здесь впереди планеты всей. На сегодняшний день к нам обращаются и Airbus, и Siemens с тем, чтобы мы начали сотрудничать в этой области, — говорит генеральный директор института им. Жуковского Андрей Дутов. — Сейчас ведется жёсткая конкурентная борьба за будущее авиации, за зеленую и региональную авиацию, новые виды топлива. На сегодняшний день мы демонстрируем тот прорыв, который мы смогли сделать благодаря Федеральному фонду перспективных исследований и финансированию правительства в лице Минпромторга. Это первый шаг к созданию электрического самолета. Такая авиация должна появиться по всем мировым планам примерно в 2030 году».



Внутри самолета совершенно иная техника, непривычная. Мощность инновационного двигателя на высокотемпературных сверхпроводниках – 500 кВт. Он уже прошел комплекс испытаний на наземных стендах. Кроме двигателя, в самолет поместили и электрический генератор, вес которого – 100 кг. Инновационное оборудование поместили в носовую часть самолета, а в центральную часть фюзеляжа установили аккумуляторы.

ggk0cd8BAEw.jpg

«В основе его лежат сверхпроводящие материалы, они находятся в состоянии 77 градусов Кельвина, внутри жидкий азот, благодаря этому сопротивления на обмотках нулевое. Из-за этого и размеры небольшие, и это позволяет реализовывать огромные мощности в небольших объемах, — говорит председатель совета директоров ЗАО «СуперОкс» Андрей Вавилов. — В схеме предусмотрен генератор, батарея для того, чтобы усиливать мощность во время взлета, преобразователь частоты и сам двигатель. Полная электрическая гибридная схема».

msxNmbm5-4k.jpg

Проект по созданию полностью электрических летательных аппаратов стартовал в 2016 году. Решение использовать для испытаний именно Як-40 было принято еще в 2018 году. Для этого пришлось заменить два из трех двигателей на современные, с большей тягой, и доработать конструкцию планера.

Такая конструкция двигателей не только экологична, но и малошумна, по сравнению с современными системами. Предполагается, что электрические летательные аппараты – необратимое будущее авиации. Сегодня их исследованием занимаются все авиаконцерны мира. В перспективе электросамолеты предназначаются для самолетов малой и региональной авиации.

Применение гибридных технологий в авиации позволит уменьшить расход топлива на 70% и существенно сократить вредные выбросы. Кроме того, в связи с тем, что авиационные требования к технологиям наиболее жесткие, это дает возможность их использования в других отраслях промышленности при создании новой техники. И именно здесь прикладная наука является драйвером высоко интеллектуальных и сложных инновационных технологий.

ctIQOqjEklo.jpg

Следующая летающая лаборатория на базе Ил-114 будет создана через два года, и этот самолет уже сам будет летать на электрических двигателях без обычных вспомогательных двигателей, уверяют конструкторы.

X8iQ3pyP2kU.jpg

Электродвигатель в самолетах – лишь часть гибридной силовой установки, которую разрабатывают ученые института им. Жуковского, в состав которого входит и крупнейший на востоке СибНИА им. Чаплыгина. 

Читайте также: «Истребитель И-16 восстанавливаютновосибирские студенты»,

«Толмачево 60 лет: удивительные пассажиры и самолеты».

Районные СМИ

Новости раздела

На базе больницы № 4 Новосибирска создано паллиативное отделение для оказания помощи неизлечимым пациентам. Создание нового отделения стало возможно благодаря государственной программе «Развитие здравоохранения Новосибирской области».

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: