Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Сериал «Угрюм-река»: деньги – в воду

15.03.2021
Светлана Фролова
Сериал «Угрюм-река»: деньги – в воду
Фото предоставлены дирекцией общественных связей Первого канала
Скучно, пресно, неталантливо, деньги на ветер – так говорят первые зрители о премьере сериала «Угрюм-река» от Первого канала, которую сам Первый броско назвал самой полной экранизацией романа советского писателя Вячеслава Шишкова. Мы сравнили новодел, фильм 1968 года и книгу.

Российские киноделы зря стараются: не важно, сколько денег еще вложат в современные интерпретации классических советских лент, но историю переписать не получится. Хотя бы потому, что она, к счастью, не нарисована на компьютере.

Главной особенностью советского кино было то, что даже актерские эпизоды врезались зрителю в память намертво, не говоря уж о крупных работах. Потому что когда-то не было маленьких ролей, были маленькие актеры. Нынче же мы, несмотря на просто астрономические зарплаты киноартистов и миллионные бюджеты, отчего-то не видим на больших экранах никаких актерских работ вовсе.

каскадеры_река_2.jpg

Нельзя же, в самом деле, считать актерскими работами, например, вихляющую богатым подолом Анфису Юлию Пересильд, с какого-то перепугу назначенную Заслуженной артисткой Российской Федерации. Или глупого бабника-Прошку Александра Горбатова со «свежим лицом». А уж тем более многочисленных российских крестьян и баб, которые как будто только что вышли не из тайги, а со спа-процедур. И что уж говорить о псевдо-толерантном желании режиссера, чтобы героев всех без исключения национальностей играли исключительно «славянские» силы? Стоит только «черкеса» Ибрагима с кудрявой рыжей бородой вспомнить, или «армянина» Аганеса Агабабыча. Современный российский кинематограф, как стареющая кокотка, все сильнее натягивает кожу на своем лице. И от этого не становится привлекательней.

костюм 7.jpg

Но недостоверность, «Не верю!» – это даже не основная претензия к произведению Юрия Мороза. Есть еще одна причина – идейная. Дело в том, что и роман Шишкова, и последующая советская экранизация Ярополка Лапшина рассказывали о том, как и почему человек становится преступником и мерзавцем. И ведь в реальной жизни, а не в сказках, становится он мерзавцем совсем не потому, что мерзавцами были его дед и отец. А потому, что он сам выбирает дорогу, отвергающую все моральные принципы – как наиболее эффективную. В сущности, история Прохора Громова – это история очень современная. Это не только история становления капиталиста и капитализма на Руси, а рассказ об эффективных топ-менеджерах, которые нынче уже, увы, везде.

вместе 1.jpg

В романе Шишкова и советском многосерийном фильме мы видим, как хоть и глуповатый, но склонный к науке черноволосый парень с добрым сердцем, мечтающий осчастливить весь мир («Прохор всегда в деле. Улица, катанье с гор, масленичные веселые дни, посиделки с девками не тянули его.(…) Он много читал, брал книги у священника, у писаря, у политических ссыльных, и прочитанное крепко западало в его голову»), постепенно начинает превращаться в полную копию своего деда. Как, благодаря потаканию своим страстям и алкоголю, он последовательно сначала предает свою любовь, затем – своего лучшего друга, низведя его до своего раба, с которым можно не церемониться. А затем уже и все люди вокруг в его глазах закономерно становятся всего лишь средствами достижения его умопомрачительных целей – которые, в сущности, связаны всего лишь с личным обогащением купчишки и его растущей манией величия.

сохатых_1 — копия.jpg

Что же мы наблюдаем в первых четырех сериях фильма режиссера Мороза? Прошка – рыжее тупое быдло, изначально шалава в штанах и внук бандита, стало быть, и сам будет бандитом, только покрупнее, чем в детстве. Книжкам он не обучен, хотя и готов выучиться, ежели его Ниночка того захочет. То, что Прохор Громов – будущий коммерческий гений, и сильней реки жизни вызывает большие сомнения – он с собой-то справиться не в состоянии.

Его будущая «образованная» жена Нина с садистским наслаждением пришпиливает бабочку к бархатной подушечке, а стало быть, почти наверняка станет такой же мразью, как и ее супруг, несмотря на мечту о вегетарианстве.

А его любимая Анфиса – просто обычная потаскуха, которая продает себя за платки, новые дома и желание жить безбедно. Кстати, по книге до путешествия по Угрюм-реке они с Прошкой даже не были толком знакомы.

река-3.jpg

Известная формулировка «Сын за отца не отвечает» подменяется на банальное «каков отец - таков и сын», или «яблоко от яблони» - даже без мимолетной возможности отклониться в сторону или пойти другим путем. А ведь этот другой путь есть. Тут следует еще заметить, что в романе Шишкова одним из главных, можно сказать, действующих лиц является алкоголь – спиваются все: и дворяне, и купцы, и народ. Вероятно, таким образом, автор, который много ездил по России–матушке, хотел дать понять читателю, что жить в этой царской России трезвым просто невозможно. Что же касается российского новодела, он опять сползает в хруст французской булки и глянец. Словом, похоже, что из реальной сатиры в фильме остался лишь один не просыхающий поп.

«Главная тема романа, так сказать, генеральный центр его, возле которого вихрятся орбиты судеб многочисленных лиц, – это капитал со всем его специфическим запахом и отрицательными сторонами. Он растет вглубь, ввысь, во все стороны, развивается, крепнет и, достигнув предела могущества, рушится. Его кажущуюся твердыню подтачивают и валят нарастающее самосознание рабочих, первые их шаги борьбы с капиталом, а также неизбежное стечение всевозможных обстоятельств, вызванных к жизни самими свойствами капитала», – писал Вячеслав Шишков в 1933 году.

Впрочем, должно же быть в этом сериале и что-то хорошее? Что ж, например, природа. Сибирская природа в сериале прекрасна. Очень хорошо, что ее не нарисовали с помощью компьютерной графики – хотя бы за это создателям сериала большое спасибо.

А нам с вами только осталось перечитать роман и самим решить, кто же нынче будет настоящим хозяином Угрюм-реки: похоже на то, что время переговоров с Громовыми кончилось.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Комментарии
Аноним 17:33:51 01.04.2021
Всё правильно. И ещё добавлю, если государство выделяет деньги на создание фильмов, спектаклей, то должно контролировать качество продукта,
Похожие новости

Дорогие друзья, приветствуем вас в 2021 году отличными фильмами и новыми встречами. Обсуждения и дискуссии — наш любимый формат, позволяющий превратить просмотр фильма в незабываемый зрительский опыт, обогатить произведение искусства новыми эмоциями и смыслами.

Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
08.04.2021 Видео
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год