Уникальная коллекция пасхальных яиц Императорского фарфорового завода хранится в Новосибирске. Каждое яйцо написано по эскизу кого-либо из членов семьи Романовых. Антиквар Елена Воропаева 17 лет назад взяла в руки первое фарфоровое яйцо со столетней историей и влюбилась в хрупкие сувениры.
«Мое первое яйцо было из Новосибирска, – рассказывает Елена, – это было очень давно, тогда у нас был маленький магазинчик. Мне женщина принесла предметы посуды и яйцо. Я уже тогда знала, что это такое. Спрашиваю: «Откуда?». Она мне рассказала, что они сами из Могучино Томской области, ее отец был сюда прислан в царские времена. И говорит: «Я переезжаю к дочери в Израиль, и это все там не нужно. Вы возьмите». Она мне его подарила со словами: «Я понимаю, что ты его сохранишь». Не знаю даже, где она сейчас. Дай ей Бог здоровья. В тот момент ей было 74».
С первого яйца коллекция начала расти. Некоторые экспонаты Елене дарили, зная о ее любви к дорогим сувенирам. Сразу 30 яиц купили у известной в Москве семьи коллекционеров, остальные собирали по крупицам.
«Если у меня будет выбор – шуба или яйцо, я буду ходить в тряпках, но с яйцом, – говорит антиквар. – В нашем мире ничего не бывает случайно. Однажды мы с мужем собирались на Кипр. И тут мне позвонили: «Елена Викторовна, вот есть три яйца»… Это серия работ, три коллекционных яйца – ландыши, пролески, маки – безумно красивые. Я знала, у кого они есть и кому принадлежат, там даже было стыдно предложить продать. Мне сказали: «Как только решим продать, мы тебе позвоним». Прошло четыре года. Раздался звонок: «Мы готовы». Все, это было самое счастливое событие».
Стоимость коллекции Елена не называет, говорит, что если узнает ее полную стоимость, то никому никогда не покажет. «Был такой случай лет пять назад: я купила на Ebay-аукционе в Америке три яйца, по 3000 долларов каждое, – продолжает женщина. – Приходят они на территорию России, а их не впускают. Меня вызывают в таможенный отдел. Их просветили на наркотики, на все, что можно. А придраться не к чему – документы в порядке. Потом меня вызвал в кабинет начальник и говорит: «Скажите, вы нормальная женщина? Что у вас в голове, это неадекватная цена».
Когда я их оттуда вынесла и привезла домой, подумала: «Мои ж вы хорошие, мои ж вы столетние американцы. Как же вы долго добирались домой».
Из двухсот экспонатов на выставке в Краеведческом музее 170 принадлежат Елене. И это самая большая коллекция пасхальных яиц Императорского фарфорового завода в России.
Яйца в коллекции Елены несут в себе историю с 1830 года. Больше всего яиц эпохи царствования Николая II. Одно из самых старинных яиц на выставке с изображением Александровского сада. На изделиях есть и города, и церкви, и лики святых. А одно из самых редких – яйцо с изображением иконы «Спас в облаках», вызолоченное сусальным золотом.
«Некоторые яйца расписывали в течение двух недель, а это как минимум 40, – рассказывает коллекционер фарфора. – Там несколько слоев, определенные технологии. Нужно передать так, чтобы на круглой форме мы смогли увидеть изображение, не задумываясь, что это сфера. Но я больше горжусь яйцом из Казани, мы купили его у большого коллекционера, часть его коллекции в Казанском историческом музее. Это изображение деревянной церкви было заказано Елизаветой Федоровной, сестрой императрицы Александры, которая вела благотворительную миссию после смерти своего супруга. Таких яиц в стране всего пять. Их получили настоятельницы Марфа-Мариинской обители. Для коллекционера это важно, это несет большой исторический символ».
Наверное, все знают про пасхальные яйца Фаберже, а вот про традицию дарения императором фарфоровых изделий – единицы. «Фаберже исполнял свои пасхальные яйца только для членов императорской семьи – маме, супруге. А сам при этом дарил от себя своим людям, приближенным, предметы, которые были выполнены на Императорском фарфоровом заводе», – добавляет коллекционер.
Если яйцо не соответствовало стандартам качества, предъявляемым заводом, его уничтожали. Поэтому сохранившиеся изделия с изъянами очень ценны. Одно такое яйцо с подгоревшим после обжига бочком есть и у Елены, а сохранилось оно благодаря бантованию.
Процесс бантования – традиция, придуманная царем в период войны. Девочек от 8 до 15 лет, у которых погиб отец, служивший в армии, приглашали на завод. У каждой была задача продеть в яйцо ленты из чистого шелка и завязать их особым способом бантом. На него ставилось яйцо, и получалось, будто оно парит в облаках. За это им платили 8 рублей, это много, такая работа стоила от силы 30 копеек. Каждая девочка за три дня на заводе зарабатывала себе приданное, которое отец не смог ей дать. И кто-то из этих девочек смог спасти это яйцо, больше никто не мог вынести его с завода. Поэтому это яйцо уникальное для коллекционеров.