Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года предусматривает увеличение доли ввода в эксплуатацию автомобильных дорог с цементобетонным покрытием — до 50 % в общем объеме строительства дорог в России (до 2030 года).
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в 2021 году призвал руководителей регионов рассмотреть технологию строительства цементобетонных дорог с финансовой точки зрения: «По цене она конкурирует с асфальтобетонным покрытием, но в эксплуатации дешевле».
И это действительно так. По данным Ассоциации бетонных дорог России, цементобетонные трассы прочны и долговечны и в конечном счете обходятся бюджету на 30 % дешевле, чем асфальтовые: срок эксплуатации до первого капитального ремонта у бетонного покрытия — до 25 лет, у асфальтового — до 13. В Китае, Европе и США доля цементобетонных трасс составляет не менее 50 %.
С экспертами согласны специалисты агентства «РБК. Исследования рынков». Как указано в их отчете, текущий ремонт необходим цементобетонной дороге лишь раз в 12 лет, а полная смена покрытия будет нужна только через 30 лет. К тому же, с учетом затрат всего жизненного цикла, строить такие объекты, возможно, выгоднее.
Новосибирская область одной из первых в России стала широко применять цементобетон: в конце 90-х была построена трасса Омск – Новосибирск, в 1999 году началось строительство Северного обхода Новосибирска.
— Главным обоснованием устройства дорожного полотна Северного обхода с бетонным покрытием было то, что у него срок службы около 25 лет, то есть дорогие работы компенсировались более длительным сроком эксплуатации. Цементобетон гораздо лучше выдерживает нагрузку, — отмечает эксперт площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Александр Стефанов.
Еще в регионе закончено строительство 30-километрового цементобетонного участка федеральной трассы «Иртыш», с таким же покрытием строится Восточный обход города. Всего, по данным Ассоциации бетонных дорог, в регионе уже более 60 % трасс из цементобетона (486 из 796 километров федеральных дорог).
При строительстве региональных трасс асфальт по-прежнему в
приоритете. По данным регионального минтранса, «на дороги области в 2019 году уложено 100 % асфальта — в соответствии с национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В 2020 году по БКАД отремонтировали 202,8 километра дорог «с применением новых технологий и материалов — покрытий из асфальтобетонных смесей или геосинтетических материалов».
По данным ТУАД региона, в 2022 году на ремонт областных трасс направят 4,5 млрд рублей (всего будет выделено около 8 млрд рублей). В 2023 году по нацпроекту планируется ремонт 57 объектов (287,7 км дорог) на сумму 5,7 млрд рублей.
Сократить затраты на ремонты и сделать надежные, качественные дороги можно с помощью цементобетонных технологий.
Владимир Скакун, управляющий директор АО «Искитимцемент»
— Сейчас возведение цементобетонных дорог обходится не дороже строительства асфальтированных трасс — растет цена битума. Кроме того, использование цементобетона увеличивает срок безремонтной эксплуатации, а значит, снижает стоимость дороги «во времени», — напоминает управляющий директор АО «Искитимцемент» Владимир Скакун.
Он поясняет: на асфальтовых дорогах каждую весну латают ямы. С цементобетоном этого не происходит — на трассах с таким жестким покрытием нагрузка от транспорта распределяется равномерно, не возникает глубокой колеи или вмятин от тяжелогрузов. Отсюда и длительный срок эксплуатации.
Цементники Сибири уже сейчас готовы подключиться к строительству региональных дорог. Так, завод «Искитимцемент» выпускает в том числе три «дорожных» цемента. Основные требования к такому виду продукции озвучил Владимир Скакун:
— Бетон, изготовленный на их основе, должен отличаться повышенной стойкостью к воздействию агрессивных сред, низким тепловыделением при твердении, высокой прочностью, морозостойкостью, водонепроницаемостью и длительным сроком эксплуатации.