В регионе разработана целая система оказания ранней помощи детям с нарушениями развития. Мы побывали в одном из учреждений — в ГАУСО Новосибирской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», он находится в Первомайском районе областного центра. Адрес центра: Новосибирск, ул. Пожарского, 2а. Телефоны: (383) 307-23-59, 338-35-70. Сайт orcenter.nsk.socinfo.ru
Чем раньше, тем эффективнее
На входе здесь витает добрый запах свежеиспеченных булочек. В светлой группе несколько деток под присмотром трех педагогов играют, катаются с горки, качаются в гамаках, закидывают цветные мячи в кольцо. Взрослые постоянно общаются с малышами, поощряют их, подстраховывают, чтобы не упали. Здесь детвора учится общаться. Многие подходят ко мне, с любопытством заглядывают в камеру.
Заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области Ольга Потапова сообщила, что в нашем регионе сейчас более трех тысяч детей до трех лет нуждаются в помощи специалистов. Ее оказывают не только в учреждениях здравоохранения и образования, но и в организациях, подведомственных министерству труда и соцзащиты.
— Главная задача — профилактика и снижение числа детей с инвалидностью, — подчеркнула замминистра. — И это реально, ведь первые годы — самые важные для развития ребенка. И помощь специалистов в это время наиболее эффективна. К сожалению, пока ее получает только половина нуждающихся. Региональное правительство поставило задачу как можно быстрее охватить буквально всех. Именно поэтому в данном центре уже два года проходят стажировку специалисты подобных учреждений. Сейчас там вместе с мамами занимаются 350 детей. Причем бесплатно.
На сайте центра есть информация, что здесь малыши могут пройти курс ручного массажа, теплолечения, лечебной физкультуры. С ними занимаются высококвалифицированные специалисты: врач-педиатр, психоневролог, логопед, психолог, социальный педагог. Именно поэтому сюда пришла со своим сыном жительница Первомайского района Наталья Наумова.
Фото Эльвиры Новиковой.
— Наш врач-педиатр считает, что у моего ребенка нет столь серьезных отклонений, чтобы ставить ему диагноз. Однако Кириллу уже два года, а он до сих пор не говорит. Меня это беспокоит, — рассказала она. — Я обратилась сюда, потому что здесь высококвалифицированные специалисты — и доктора, и педагоги. Ходим две недели. По расписанию два раза в неделю групповые занятия, два раза — индивидуальные. Каждый раз после них специалист дает рекомендации, как заниматься, как вести себя дома с ребенком, где мне нужно потерпеть, а где проявить настойчивость. И я уже вижу прогресс в поведении моего сына. Раньше он на детских площадках словно не замечал других детей, а сейчас стал общаться и взаимодействовать с ними. Многое стал понимать, лучше реагировать на мои просьбы, стал более дисциплинированным, меньше капризничает. Здесь научился кричать «Гол!», когда пинает мячик.
В этот и другие реабилитационные центры для детей с дефектами умственного и физического развития могут обратиться родители, считающие, что их малыш отстает от своих сверстников. Причем, по словам Натальи Наумовой, сделать это можно даже без направления от врача. Достаточно позвонить и записаться на консультацию (адреса и телефоны центров реабилитации можно найти на официальном сайте минтруда и соцразвития Новосибирской области).
Есть центры, например ояшинский, в котором находятся младенцы с двух месяцев и старше. Это выход для мамочек из сельской местности, у которых нет возможности несколько раз в неделю приезжать в учреждения со своими малышами, но и время упустить нельзя. Если детки получат помощь как можно раньше, это позволит избежать многих проблем в будущем. Например, все новорожденные нуждаются в массаже, при помощи которого в первые месяцы можно убрать кривошею, повышенный тонус мышц и т. п. А мамы толком не умеют его делать. После того как ребенок проходит курс реабилитации, родители получают рекомендации, как продолжать его дома.
Играя, учатся и дети, и мамы
Тем временем мы тихонечко заходим в помещение, где начались групповые занятия для деток и их родителей. Минут пятнадцать несколько малышей и их мамы просто играют. У мальчиков популярностью пользуются сухие бассейны, заполненные шариками. Мальчишки с удовольствием «плавают» в них, кидают шарики. Девочки тем временем ходят по цветным пластиковым кирпичикам, стараясь удержать равновесие. Но вот педагоги зовут всех и предлагают сесть в круг. Малыши — рядом с мамами, так им уютно и совсем не страшно. Очень быстро все включаются в игру. Все ребятишки улыбаются. Видно, что им происходящее очень нравится. После короткого занятия все детки складывают мячики в коробку — так прививается привычка убирать вещи на место. Теперь снова можно несколько минут поиграть самим. В течение часа смена индивидуальной игры и совместных действий, для которых требуется концентрация внимания, происходит несколько раз. Никто не устает.
Фото Эльвиры Новиковой.
Заведующая отделением ранней помощи центра реабилитации Татьяна Малышева объясняет:
— При поступлении ребенка из группы риска в отделение наши специалисты проводят полное диагностирование — изучают поведение малыша, смотрят на его реакцию. Также разговаривают с мамами, внимательно изучают документы, если они есть. Каждому назначают индивидуальный курс реабилитации. При этом мы опираемся на технологию питерского института. Его специалисты разработали алгоритм ранней помощи, которая снижает отклонения и социализирует детей. Причем мы работаем не только с ребятишками, у которых есть инвалидность, синдром Дауна, грубые задержки развития, но и с теми, кто ограничен в движении или плохо говорит. В норме к полутора годам малыш говорит короткие фразы. Иногда в этом возрасте дети совсем не готовы. Дело в том, что сначала у них должно сформироваться невербальное общение — интерес к другому человеку, потом появляются указательные жесты. Любое развитие происходит пошагово.
СПРАВКА
На 1 января 2018 года в Новосибирской области зарегистрировано 3 348 детей в возрасте до трех лет, которые нуждаются в ранней помощи специалистов. Половина из них получает ее в государственных учреждениях региональных министерств труда и социальной защиты населения, здравоохранения и образования. Только в системе минтруда сегодня действуют службы ранней помощи для детей с дефектами умственного и физического развития от ноля до трех лет (в некоторых случаях до шести лет) на базе восьми учреждений соцобслуживания населения. Сюда могут обратиться родители, которые обеспокоены развитием своего ребенка, чтобы получить консультацию и пройти обучение методам реабилитации в домашних условиях — как очно, так и дистанционно. Центры взаимодействуют с 24 негосударственными организациями, родительскими сообществами, благотворительными фондами.