Новосибирск 10.4 °C

Учить — это интересно

27.09.2012 00:00:00
Учить — это интересно
Сегодня много говорят и пишут о необходимости модернизации системы образования. Какой должна быть современная школа? Что сегодня необходимо детям? Какими должны быть педагоги? Ответы на эти и многие другие вопросы мы искали вместе с директором гимназии № 16 «Французская» Татьяной СЕВОСТЬЯНОВОЙ. — Татьяна Александровна, не так давно ваша гимназия отпраздновала свой 80-летний юбилей. И в то же время она — одно из самых продвинутых учебных заведений Новосибирска. Как удается это совмещать?

Во французской гимназии переплетаются традиции и современность

Сегодня много говорят и пишут о необходимости модернизации системы образования. Какой должна быть современная школа? Что сегодня необходимо детям? Какими должны быть педагоги? Ответы на эти и многие другие вопросы мы искали вместе с директором гимназии № 16 «Французская» Татьяной СЕВОСТЬЯНОВОЙ.

Роботы вместо табуреток
— Татьяна Александровна, не так давно ваша гимназия отпраздновала свой 80-летний юбилей. И в то же время она — одно из самых продвинутых учебных заведений Новосибирска. Как удается это совмещать?

— Никакого особого секрета тут нет, наоборот, на мой взгляд, все вполне закономерно. Основы успеха были заложены за десятилетия до нас, и мы стараемся не опустить эту планку. У нас работает немало учителей бывшей 70-й школы, создавших те традиции, которые чтут и продолжают новые поколения. Особенность нашего коллектива в том, что в любом проекте или интересном деле во славу нашей гимназии в первых рядах — ветераны педагогического труда — современные, компетентные учителя, всегда открытые новому, остро чувствующие время перемен.

И в то же время в коллектив ежегодно приходят молодые учителя, вливаются свежие силы. В последние годы очень помогают программы мэра нашего города по социальной поддержке молодых специалистов. Мы стараемся создать в гимназии современные условия, такую среду, чтобы молодежь могла мечтать и творить, имела достойную зарплату. Прежде выпускники пединститута уходили, не проработав и одной четверти, теперь, завершив адаптационный учебный год, остаются навсегда. Приведу пример: преподает у нас физику аспирант НГТУ, который при поступлении предупредил, что работает временно. Мы старались целенаправленно вовлечь молодого учителя в активную жизнь гимназии, и он сделал свой выбор. Сегодня он разрабатывает авторскую интерактивную программу по робототехнике для уроков труда. Как говорится, от табуретки — к роботам!

— Как интересно! У вас в гимназии, видимо, выдающийся коллектив…

— Вот, например, Алла Александровна Цыганкова, учительница начальных классов. У нее одна-единственная запись в трудовой книжке — о приеме в нашу школу, стаж 40 лет. Родители мечтают, чтобы их дети учились в классе Аллы Александровны, за год приходят с просьбой, чтобы записали.
Наталья Юрьевна Домбровская, учитель французского языка, руководитель известного музея «Нормандия — Неман», не только училась в нашей школе, но и жила здесь: она дочь Анастасии Степановны Чувакиной, директора нашей школы в 50 — 60-х годах. Это к вопросу о преемственности. Многие наши ученики потом приводят к нам своих детей. Одиннадцать выпускниц, получив профессию учителя французского языка, пришли работать в родную школу.

«Обучая детей, обучаемся сами»
— Насколько мне известно, гимназия реализует ряд международных проектов. Расскажите, пожалуйста, о них.

— Несколько десятков лет мы сотрудничаем с посольством Франции в России. Первый совместный проект — преподавание социальной экономики — стартовал в начале девяностых по предложению нашего министерства образования и посольства. Можно сказать, что это был смелый и инновационный прорыв в среднем образовании. Единственный в наличии учебник экономики для французских лицеев нам, учителям французского языка, пришлось разобрать по главам и переводить. Смысл многих экономических терминов и понятий приходилось искать в отечественных вузовских учебниках по экономике. Так что, обучая ребят, мы учились сами. Я и молодая учительница Анжелика Слесарева месяц стажировались в престижном лицее города Клермон-Ферран, создали авторскую программу.

В настоящее время мы участвуем в нескольких международных проектах. В 2008 году подписана хартия с посольством в Москве об открытии билингвальной секции на базе гимназии.

— Но ведь преподавание ряда предметов на иностранных языках уже было в советское время?

— Да, в 70 — 80-х годах у нас преподавали на французском языке литературу и технический перевод. Сегодня смысл билингвального обучения заключается не только в преподавании нескольких предметов на иностранном языке, но и в использовании иностранного как инструмента для получения новых знаний по лингвистическим предметам, таким как география, история, экономика, литература. Успешная защита письменной исследовательской работы перед интернациональной комиссией позволяет выпускникам получить сертификат и продолжить образование во Франции. Лучшие ученики ежегодно получают возможность бесплатно пройти лингвистическую стажировку во Франции.

Для учителей участие в данном проекте — это совершенствование своего педагогического мастерства на семинарах в разных городах России и Франции, совместная работа с французскими преподавателями, которых в рамках договора гимназия приглашает на работу.

Мы дружим с известной в Европе «Эколь де Рош» в Нормандии. В этом году 35 учащихся побывали там на стажировке. Знакомство со сверстниками разных стран, обширная языковая практика, многочисленные экскурсии побуждают детей учить французский серьезнее и глубже.

Еще гимназия тесно сотрудничает с культурно-общественным центром «Альянс-Франсез» в Новосибирске. Он проводит международные экзамены DELF и DALF, которые являются официально признанными во всем мире. В прошлом году 54 наших ученика стали обладателями сертификатов международного образца. Для гимназии успехи ее учеников — это знак качества образования, которое она предоставляет. А проект «Конфетти» — это международный литературный интернет-журнал, который создается совместными усилиями школ России и Франции. В нем можно найти поэтические переводы, творческие литературные работы, рассказы о жизни школьников России и Франции.

Самые талантливые дети
— Где же вы берете таких талантливых детей? Ведь теперь положено принимать только по месту прописки.

— Мы и раньше никому не отказывали: брали детей по прописке. Теперь родители вынуждены вести ребенка в школу возле дома, не учитывая его склонностей и интересов. Учеба начинается с преодоления и не у всех переходит в увлечение, дети разные: кому-то легко даются языки, кому-то — математика. И это является препятствием к переходу на профильное обучение, которое помогает продолжить обучение в вузе и быть успешным в профессии. Получается некое противоречие: талантливый ребенок должен учиться не там, где ему нравится и где он сможет максимально раскрыть свои способности, а там, где положено.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Тамара Александровна ЗАРЖЕЦКАЯ, выпускница послевоенных лет:
— Я пошла в школу в 1939 году. Учебников было мало, писали на чем придется… Когда началась война, мы ходили возле школы с винтовками, часто бегали на «Сибсельмаш» в ОТК проверять пули. Во время войны в школе был госпиталь, и мы устраивали представления для раненых бойцов. Когда окончилась война, мы вновь вернулись в школу. У меня остались о ней самые прекрасные воспоминания, и я, не задумываясь, отдала туда своего сына.

Лариса Владимировна РУДАКОВА, выпускница школы, учитель русского языка и литературы:
— О школе можно говорить бесконечно. Это целый мир, в котором есть все. Можно вспомнить первую любовь, первых друзей, азарт спортивных состязаний, контрольные и экзамены, радость открытий и боль разочарований. Но школа невозможна без двух составляющих: учителей и учеников. О каждом учителе можно сказать немало добрых слов. И я всегда помню то время и тех, кому многим обязана.

Марина ХАМИЦЕВИЧ, выпускница 2000 года:
— Я искренне считаю школу моей первой крупной удачей в жизни. Я до сих пор очень благодарна учителям за множество олимпиад и конференций, в которых я успела поучаствовать за годы обучения. Умение найти новую идею, грамотно ее изложить и представить слушателям и жюри неоценимо — оно помогло мне как во время учебы в университете, так и в поиске работы и в карьерном росте. Родной школе и дорогим учителям от души желаю новых удач и побед, долгих лет и источников вдохновения!

НЕМНОГО ИСТОРИИ
Из Сибири — во Францию

Гимназия № 16 «Французская» (бывшая школа № 70) — одна из старейших в городе. Она распахнула свои двери в 1932 году. Тогда это было весьма скромное деревянное здание, и лишь в 1936 году школа переехала в свое нынешнее здание — красивое, просторное, с большими светлыми окнами.

Началась война, и школе пришлось уступить свое здание для других нужд: такое было время. Здесь находился госпиталь. В 1946 году дети снова вернулись сюда. Школьная жизнь всегда была интересной и насыщенной: ребята занимались спортом, художественной самодеятельностью, устраивали танцы. В 1968 году общеобразовательная школа была преобразована в школу с преподаванием ряда предметов на французском языке. Сегодня гимназия реализует ряд международных проектов, ученики проходят стажировки во Франции, для многих французский язык стал профессией. Весной нынешнего года гимназия № 16 «Французская» отметила свой 80-летний юбилей.


ФАКТ
С 1950 года 53 человека окончили школу с золотой медалью, 117 — с серебряной, за последние 3 года 163 ученика стали победителями, призерами олимпиад и конкурсов, 27 награждены дипломами научно-практических конференций.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: