Новосибирск 16.5 °C

На защите интеллекта

12.10.2012 00:00:00
На защите интеллекта
Вопросы защиты интеллектуальной собственности остаются неоднозначными для России в последние десятилетия. Чего стоят одни только нашумевшие истории с уничтожением контрафактной видеопродукции. К сожалению, несовершенен в этом плане и более серьезный процесс создания интеллектуальных проектов в сфере новых научных разработок.

Вопросы защиты интеллектуальной собственности остаются неоднозначными для России в последние десятилетия. Чего стоят одни только нашумевшие истории с уничтожением контрафактной видеопродукции. К сожалению, несовершенен в этом плане и более серьезный процесс создания интеллектуальных проектов в сфере новых научных разработок.

О законодательном обеспечении вопроса и других интересных темах сегодня мы говорим с сенатором от Новосибирской области, заместителем председателя комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации РФ Виктором КОСОУРОВЫМ.

Стратегическая собственность
— Виктор Семёнович, защита интеллектуальной собственности, законодательное обеспечение этого процесса на современном мировом уровне — одно из ключевых направлений вашей работы в данный период. Как сегодня совершенствуются законы для этой сферы?

— Одна из важнейших составляющих нашей работы в комитете Совета Федерации в настоящее время — обеспечение условий для создания цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, без которого невозможна инновационная экономика. Поэтому приоритетное значение мы придаем разработке вопросов охраны результатов интеллектуальной деятельности и использования прав на них.

Сегодня при председателе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации организован совет по вопросам интеллектуальной собственности. Этот мозговой центр поможет сформировать нормативно-правовую базу для защиты результатов интеллектуального труда. Я являюсь заместителем председателя этого совета, а в его состав входят авторитетные специалисты в области интеллектуальной собственности. Это и руководители федеральных министерств, Федеральной службы по интеллектуальной собственности и, конечно, представители бизнеса, научной общественности — Российской академии наук, ведущих вузов страны и так далее.

— Почему этот вопрос сегодня обрел столь высокую актуальность?

— Время очень быстротечно, и оно постоянно ставит все новые задачи законодательного обеспечения этой сферы. К примеру, сегодня 80 процентов затрат на научно-исследовательские работы (НИРы) составляют государственные средства и только 20 процентов — частные инвестиции. При этом государство платит за разработку проектов, но до 90 процентов из них остаются невостребованными. И бизнес при всем желании не может претендовать на их использование — ведь это госсобственность. Поэтому мы предлагаем внести в Гражданский кодекс РФ поправку, предусматривающую возможность передачи правообладателем исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности их авторам по их требованию, в случае если правообладатель не начнет их использование либо не распорядится исключительным правом на них в течение установленного периода времени с момента получения исключительных прав.

Понимая актуальность вопроса, к нам обратилась Торгово-промышленная палата РФ с предложением разработать проект государственной стратегии Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Безусловно, программную подготовку и реализацию такой долгосрочной национальной стратегии должно возглавить российское правительство. Правительство нас поддержало, и вот уже в ноябре этого года на расширенном заседании совета по интеллектуальной собственности мы предложим к рассмотрению первые результаты этой работы.

Наука, доступная для бизнеса
— Какие еще новые законопроекты в комитете вы взяли для себя на особый контроль?

— Один из таких — совершенствование федеральной контрактной системы. В прошлом году в Совет Федерации и Государственную думу поступили предложения усовершенствовать систему проведения конкурсов на поставки, необходимые для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Если зарубежным коллегам на это требуется максимум несколько дней, у нас на это уходят месяцы, и в результате федеральные средства используются неэффективно. Поэтому мы вышли в Госдуму с предложениями по совершенствованию соответствующей законодательной базы. В результате проделанной работы в весьма короткие сроки подготовлены и внесены изменения в законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» в части регулирования государственных и муниципальных закупок.

Также предстоит работа над законом о создании хозяйственных организаций на базе научных и образовательных госучреждений с целью повышения эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности. Что, к примеру, сегодня научная организация может предложить инвестору в качестве вклада в уставной капитал будущего совместного предприятия? Практически ничего, но на «голую идею» ни один бизнесмен «не клюнет». Мы предлагаем дать научным организациям возможность вносить в уставной капитал будущей научно-производственной компании право использования их разработок. Думаю, это стало бы хорошим связующим звеном между наукой и бизнесом.

Хочу сказать еще об одной важнейшей составляющей работы комитета с моим самым активным участием на данном этапе. Это решение вопросов кластерного развития нашей экономики. У каждого региона есть свой приоритет, так сказать, своя изюминка, являющаяся неким механизмом инновационного развития территории. К примеру, в Димитровграде Ульяновской области — это создание ядерного инновационного кластера, и перспективы реализации данного проекта наш комитет рассмотрел в июле на выездном заседании в этом регионе.

Для создания региональных кластеров, определяющих приоритеты развития российских территорий, конечно, необходима мощная поддержка государства. В первую очередь в создании инфраструктуры и подготовке соответствующих кадров. Пока эти сложнейшие вопросы по большей части ложатся на субъекты Федерации.

Кстати, эти вопросы достаточно успешно решаются в Новосибирской области. Работу по созданию кластеров в большой степени совместно генерируют правительство Новосибирской области, мэрия Новосибирска, Сибирское отделение академии наук, Технопарк и наукоград Кольцово. В скором времени планируется выездное заседание комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации в Новосибирскую область для изучения уже имеющегося опыта.

Нам пора, и мы готовы
— Ярких событий, совпавших с периодом весенней сессии российского парламента, было много. Одно из них — наконец-то состоявшееся вступление России в ВТО — для многих до сих пор остается неоднозначным. По вашему мнению, нам все-таки пора во Всемирную торговую организацию или нет?

— Не просто пора — это необходимый для страны шаг в направлении развития экономики. Если мы говорим о развитии международных связей и глобализации, то нелогично оставаться сторонним наблюдателем, «вещью в себе». Тем более что в составе ВТО сегодня 157 государств, и России уже было просто необходимо тоже войти в состав организации.

К тому же мы вступили на условиях достаточно серьезных послаблений по целому ряду вопросов, и параллельно у нас действует комиссия по мониторингу правоприменительной практики ВТО в субъектах РФ. Так, уже на первых этапах работы можно будет понять, какие возникают проблемы в тех или иных отраслях промышленности или экономики. И это поможет своевременно принимать упреждающие законодательные решения, нивелирующие издержки, неизбежные в любом деле.

— Создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и формирование единого экономического пространства — это во многом тоже ответ наших государств на новые экономические условия. Но у некоторых аналитиков эти процессы ассоциируются с воссозданием СССР...

— Это отнюдь не воссоздание Советского Союза, а попытка найти себя в современных условиях. Я считаю, что в свое время очень мощные экономические, этнические, культурные, научные и многие другие связи между рядом стран внутри СССР были разорваны искусственно. Теперь идет объединение усилий на новой основе для решения задач сегодняшнего дня. Очевидно, что по целому ряду позиций мы не можем конкурировать с некоторыми странами, но у нас есть свой сложившийся рынок. И создание единого экономического пространства — это, с одной стороны, определенная защита от внешней среды, с другой — снятие барьеров между нашими странами, которое позволит нашим производителям чувствовать себя достаточно уверенно.

ФАКТ
В Китае через два года после создания государственной стратегии защиты интеллектуальной собственности количество национальных патентов увеличилось в четыре раза.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: