Новосибирск 3.2 °C

Виталий СЕРОКЛИНОВ: «Маринина с Донцовой в журнал не попадут»

23.01.2014 00:00:00
Виталий СЕРОКЛИНОВ: «Маринина с Донцовой в журнал не попадут»
Старейший российский литературно-художественный журнал «Сибирские огни», который выходит в Новосибирске с 1922 года, сегодня на пороге больших перемен. О них, а также об особенностях современного литературного процесса шел разговор с новым руководителем издания, и. о. главного редактора прозаиком Виталием СЕРОКЛИНОВЫМ.

Старейший российский литературно-художественный журнал «Сибирские огни», который выходит в Новосибирске с 1922 года, сегодня на пороге больших перемен. О них, а также об особенностях современного литературного процесса шел разговор с новым руководителем издания, и. о. главного редактора прозаиком Виталием СЕРОКЛИНОВЫМ.

Бумажный, самый важный
— Виталий Николаевич, как вообще поживают сегодня толстые журналы? В 90-е годы, помнится, стоял вселенский плач по поводу их судьбы. Мол, теряют тиражи, умирают...

— Как ни странно, меня нередко спрашивают о том же и друзья, продвинутые интернетчики: зачем, мол, толстые бумажные журналы, кто их читает, разве что бабушки авторов... Отвечаю: да, тиражи, в том числе столичных журналов, по сравнению с советскими временами малы, но для живого литературного процесса их роль не переоценить. Потому что если писателя нет в бумаге, его нет и для чтения. И уже как опосредованный результат — интернет-статистика: количество посещений сайта «Журнальный зал», где выкладываются все журналы, — 250 тысяч уникальных посетителей в месяц. У «Сибирских огней» — примерно 25 тысяч, по моим оценкам. Насколько уж посетители, заходя на наш сайт, читают тексты, не знаю… Другое дело, что на местах, особенно в провинции, их не читают вообще, как это случилось с нашим журналом. Кто в этом виноват, сложно сейчас говорить. Во-первых, года 3 — 4 назад, в период кризиса, у «Огней» пропала подписка, которую город и область обеспечивали для библиотек, а потом никто не позаботился ее возобновить. Во-вторых, перестали проводить презентации, встречи, вообще какие-либо мероприятия для продвижения журнала, что и привело к тому, что в области у нас лишь один подписчик. Ну и более двухсот — по стране. Это библиотеки, критики и прочие.

— О литературном процессе. Прежде толстые журналы в лучших своих проявлениях несли свежее литературное слово, мысль, даже художественный изыск, уходя от официозного мейнстрима. Сейчас, когда писать можно как хочешь, их миссия, функции изменились?

— Функции не изменились, они пролонгировались. Мейнстрим совершенно иной, но ни Донцова, ни Маринина на страницы толстого журнала не попадут никогда. Возможность выбирать — вот то, чем, собственно, сегодня славны литературно-художественные журналы. Да, ты можешь издать за свой счет книгу, в журнал ты так просто не пролезешь.

— Многие сегодня пользуются методом самиздата?

— Очень. Причем среди них много графоманов, которые все про себя понимают…

Литература от кутюр?
— Читала ваше еще более сильное высказывание: мол, в журналах литература от кутюр, а не какой-нибудь ширпотреб…

— Да, пожалуй, слишком круто. Кутюр не коррелируется с консерватизмом. А журналы — они консервативны. Они и должны быть консервативными — не отвечать на вызовы внешнего мира, а развиваться более-менее плавно…

— В смысле?

— Ну, вдруг все захотят писать как Пелевин или Сорокин, то есть будет сплошная проза от кутюр… Нет-нет. Но, кстати, чем столичные журналы отличаются от провинциальных: они реже рискуют публиковать дебютантов. У нас это — традиция. И это расширяет границы нашего выбора. Кроме того, ко мне обращаются авторы, которые уже публиковались в Москве, но, допустим, написали что-то для собственного творчества необычное. Например, Виталий Щигельский написал любопытную антиутопию. Он говорит, что не рискнул бы отдать ее в столичную периодику, скажут, что это ты выдумал: писал прилично — и пиши. А я посчитал, что это интересно, и хочу поставить эту вещь в первый номер…

— А у нас, в Новосибирске много молодых гениев, есть литературный подрост?

— Он, конечно, есть. Но почему-то на определенном этапе в Новосибирске не было школы, некой преемственности между поколениями, что налицо в Иркутске или Красноярске, где гораздо больше интересных молодых авторов.

— Вас заботит, что мало молодых?

— Заботит. Если говорить не совсем всерьез: мне приятно отдавать авторские экземпляры прямо в руки, видеть радостные эмоции автора…

— Но местные авторы на страницах журнала, насколько я понимаю, не самоцель?

— Ни в коем случае. Это неизбежно снизит планку публикаций. Есть печальный опыт альманаха «Байкал», где был установлен подобный приоритет — больше печатать своих, что значительно подкосило художественный уровень издания.

Коллегиальность как марка качества
— Вот вы сказали: «хочу поставить в номер…». А редколлегия? Внутриредакционные обсуждения у вас случаются?

— Это я по привычке. При прежнем руководстве никаких обсуждений не было, что, безусловно, сказывалось на качестве публикаций. Сейчас мы намерены все, что предлагается авторами, коллегиально обсуждать.

— Но ведь это увеличит объем работы каждого сотрудника?

— Зато не стыдно будет за журнал.

— После смены главного редактора творческие сотрудники остались на месте?

— Весь творческий коллектив остался работать в редакции журнала «Сибирские огни» вместе со мной, исполняющим обязанности главного редактора. Работает над свежим номером ответственный секретарь Владимир Титов, редактирует публицистику глава соответствующего отдела Марина Акимова, ищет интересную критику Владимир Яранцев, знакомится с творчеством молодых и прочих поэтов заведующий отделом поэзии Станислав Михайлов... Все остались на своих местах.

— Обсуждение материалов, как я понимаю, это первый шаг к коллегиальности в работе над журналом. Какие еще внутренние меры будут предприняты для того, чтобы «Сибирские огни» зазвучали?

— Уже есть интересные предложения по изменению дизайна. Не хочется рубить с плеча, поэтому будем эти предложения опять же обсуждать. Например, прозвучала идея возобновить, как это было в советские времена, цветные вкладки, иллюстрируя ими статьи о творчестве сибирских художников. Кто-то говорит, что это будет провинциально. Подумаем, обсудим. Как и выпуск по особым случаям винтажной обложки или вынос на обложку оглавления номера.

Есть предложения по продвижению — чего не было уже много лет! — журнала в области. Вы слышали, к примеру, о конкурсе чтецов (они называют себя читчиками) «Открой рот», придуманном несколько лет назад владельцем книжного магазина «Собачье сердце» новосибирцем Михаилом Фаустовым и уже вышедшем на всероссийский уровень? Мы хотим этот конкурс, конечно же, с чтением журнала «Сибирские огни», провести во всех районах области. Есть на этот счет одобрение регионального минкульта, существует программа. И, честно говоря, очень хочется эту акцию провести, потому что, к сожалению, узнаваемость журнала в районах очень низкая. Один из областных руководителей проводил совещание с редакторами районных газет и выяснил, что за год держал в руках наш журнал только один из них. Словом, в новом году мы намерены рассылать «Сибирские огни» и по районкам, собираемся давать в них и анонсы номеров. Вот такие есть планы…

О начальстве и творчестве
— А министерство регионального развития вам помогает?

— Министерство не расцеловывает, но при этом всячески помогает. Я, признаться, раньше думал, что чиновники гораздо более бездушные люди. Сейчас же, как ни приду в министерство, первый вопрос: «Чем вам помочь?» Касается ли это оформления каких-либо документов, отчетности или чего-то другого — ни разу ни один сотрудник, даже занимающий самую маленькую должность, не отказался помочь. Даже в мелочах.

— Все это речь о вещах и планах вполне конкретных, а стратегию обсуждали?

— Мы постоянно ее обсуждаем, спорим, что хотелось бы видеть и чего хотелось бы избежать в будущем. И с министерством тоже спорим. С вице-губернатором Виктором Ивановичем Козодоем, на которого столько шишек упало, за то, что он, дескать, хочет сделать журнал «рупором». Хотя, по правде говоря, трудно представить «рупор» с тиражом в 300 экземпляров… И он что-то предлагает в плане стратегии, а не то, что кого-то надо печатать, а кого-то нет. И вообще, мне никто ни разу в том же министерстве не сказал, что, мол, не то ты печатаешь — города не те, не те фамилии. Встречались вчера и с главой правления местного отделения писательской организации Анатолием Борисовичем Шалиным. Никаких ЦУ он мне не пытался давать. Мы с ним обсудили, кто что пишет из новосибирских писателей старшего поколения, кто, на наш взгляд, перспективен из молодых…

— Инвентаризацию провели?

— Ну, что-то вроде того. Кстати, сошлись в оценках творчества большинства авторов.

— Предполагается, что журнал должен войти в единый областной издательский холдинг. Как вам эта идея?

— Никто нас не строит, не уговаривает, не загоняет в него. К тому же, насколько я понимаю, это достаточно дальняя перспектива — конец года. Вы знаете, я тут приходил во время новогодних каникул и посмотрел, как верстаются районные газеты, уже вошедшие в холдинг. Мне понравилось. Газеты в цвете, с новым графическим обликом — это же небо и земля в сравнении с тем, что было прежде. Причем я сам видел, как то, что раньше в районных газетах проходило на ура, например, некачественные фото, теперь безжалостно отсекается. И это, безусловно, на пользу изданию. Конечно, у меня нет полной картины, но когда я стал вдаваться в бюджетные дела, понял, что при такой централизации идет весомая экономия средств. Не знаю, почему начальство стесняется об этом говорить. Я тоже буду рад, если кто-то снимет с меня сегодняшние финансово-хозяйственные функции и я смогу заниматься в журнале исключительно вопросами творческими.

— Всегда хотела спросить человека, пишущего прозу (поэты не в счет, они не от мира сего): ведь существуют тысячи томов классики, как можно в наше время браться за перо, садиться за компьютер? Что это за вечный двигатель неистребимой жажды писательства, которое, собственно, и питает толстые журналы?

— В России писателей всегда будет хватать. Поскольку подвигает их на это дело неустроенная жизнь. Я сам начал писать оттого, что мне было тоскливо, плохо. Как только у нас настанет распрекрасная жизнь, число писателей, думаю, значительно уменьшится.

СПРАВКА
Сероклинов Виталий Николаевич родился в 1970 году на Алтае, учился на матфаке НГУ. Работал грузчиком, слесарем, столяром, проводником, директором магазина, занимался бизнесом. Автор трех сборников — «Записки ангела» (Новосибирск, 2009), «Местоимение» (Нью-Йорк, 2010), «Предложение» (Нью-Йорк, 2012). Публиковался в литературных журналах России («Сибирские огни», «Урал», «Волга», «Новый мир») и зарубежья.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: