Кто тебя выдумал, Арктида?

23.09.2015 00:00:00
Кто тебя выдумал, Арктида?
Долгожданную точку в споре, существовал ли материк Арктида, поставили ученые из Новосибирска. Открытие пришлось в пику международным спорам об Арктике, «дочке» континента из прошлого (а был ли этот континент?). Профессор кафедры общей и региональной геологии НГУ Дмитрий Метелкин рассказал о гипотезе и о том, чем она может быть полезна России.

Новосибирские ученые открыли древнюю родственницу Арктики

Долгожданное открытие
По самым скромным оценкам геологов, под Северным Ледовитым океаном может находиться почти четверть общемировых неразведанных запасов нефти и газа. Откусить столь лакомый кусок хотят многие страны. На арктические зоны претендуют как минимум пять государств: Норвегия, Дания, Канада, Соединенные Штаты и Россия.

Загвоздка в том, что Арктика — одно из немногих мест на планете, которому еще предстоит, так сказать, национальное присвоение, поскольку изначально ресурсы этой территории не были поделены между странами.

— Изучение древних материков позволяет не только прогнозировать поведение нашей планеты в будущем. Полученныенами результаты, думаю, помогут в расширении границ российского шельфа в Арктике. А это для всей страны имеет большое значение, поэтому, скорее всего, на наше открытие обратят внимание на самом высоком уровне, — подчеркнул Дмитрий Метелкин.

Далеко в прошлое
Арктиду действительно ждали. Но до сих пор факт наличия арктического континента, который впоследствии частично «переродился» в современную Арктику, был лишь научной гипотезой и никак не подкреплялся научными данными.

— В геологической истории отдельные фрагменты современного арктического шельфа некогда составляли единое целое. Затем континент распался и сформировал ту структуру Арктики, которую мы наблюдаем сегодня. Эти фрагменты, перемещаясь, в разное время нарастили северную окраину современной Евразии, — пояснил Дмитрий Метелкин.

В НГУ подчеркивают, что по размерам Арктида была больше Австралии, но меньше Африки.

К остаткам древнего континента сегодня относят Землю Франца-Иосифа, архипелаг Шпицберген, шельф Карского моря, включая архипелаг Северная Земля и северное побережье полуострова Таймыр, Новосибирские острова, шельф Восточно-Сибирского, Чукотского морей вместе с континентальными территориями Чукотки и северной Аляски, а также островные структуры Северной Америки, в том числе острова Элсмир и другие вблизи Гренландии. Все эти объекты можно легко найти на карте мира.

Никаких легенд
Исчезнувшие материки и континенты всегда волновали человечество. Чего только стоит легенда об Атлантиде! Но в случае с Арктидой правды больше, чем вымысла. Ученые, чтобы ответить на главный вопрос: «Был ли континент?», проанализировали и обобщили палеомагнитные данные, собранные за двадцать лет экспедиций в Арктике.

— Палеомагнитный метод, положенный в основу исследования, позволяет определить положение блоков земной коры в прошлом. Это возможно благодаря измерениям характеристик древнего магнитного поля, которые способны «записываться» в горных породах в момент их образования, — пояснили в пресс-службе НГУ. Благодаря этому и был нарисован «портрет» северного континента.

Дмитрий Метелкин с коллегами работал в трудных условиях Северного полюса. Тем не менее им удалось собрать несколько сотен образцов грунта Арктики, которые и рассекретили историю Арктиды.

— Мы работали на архипелаге Северная Земля и, что символично, на Новосибирских островах. До многих мест было очень трудно добраться, — вспоминает ученый.

Россия планирует подать заявку в ООН на расширение границ арктического шельфа весной следующего года. Зона национальной юрисдикции страны таким образом может прирасти более чем на миллион квадратных километров. В случае если эта часть арктического дна будет признана геологическим продолжением российской суши, мы получим приоритетные права на экономическую деятельность в этой зоне, включая добычу полезных ископаемых в недрах.

Так что многолетние поиски новосибирцев уж точно были не напрасны.