Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Создатель фирменного стиля «Сухого»: «Мы хитрые и ленивые»

2015-11-30
Инна Волошина, "Советская Сибирь"
Создатель фирменного стиля «Сухого»: «Мы хитрые и ленивые»
Кавитационная субмарина, передача энергии на расстоянии, индивидуальный 3D-транспорт, микроботы, интерактивный аватар, интеллектуальные материалы — все эти смелые и на первый взгляд безумные проекты можно реализовать в России, причем в самом недалеком будущем. И, вполне вероятно, при активном участии тех, кто сегодня учится в новосибирских школах и вузах.

Почему Новосибирск считается крутым местом для создания территории опережающего развития?

Кавитационная субмарина, передача энергии на расстоянии, индивидуальный 3D-транспорт, микроботы, интерактивный аватар, интеллектуальные материалы — все эти смелые и на первый взгляд безумные проекты можно реализовать в России, причем в самом недалеком будущем. И, вполне вероятно, при активном участии тех, кто сегодня учится в новосибирских школах и вузах. В этом уверен один из самых известных промышленных дизайнеров России Владимир Пирожков. Долгие годы он работал за рубежом — с французами в Citroen, с японцами и швейцарцами в Toyota. Потом ему предложили создать фирменный стиль «Сухого».

Дизайн факелов эстафеты олимпийского и паралимпийского огня зимних Игр 2014 года в Сочи — тоже работа Пирожкова. Недавно знаменитость побывала в Новосибирске. К чему бы это?

Про будущее
— Вы столько лет прожили за рубежом, сумели многого добиться. Почему вы решили вернуться в Россию?

— В 2007 году в Ницце я встретился с Германом Грефом, между нами состоялся разговор, который я бы назвал историческим. Греф спросил меня: «Ну что ты тут делаешь? А самое главное — что ты дальше собираешься делать?». И я задумался: действительно, я уже старший дизайнер в европейском дизайн-центре Toyota, дальше меня не пустят, потому что я не японец, как иностранец я достиг потолка. А в России много проектов можно сделать, например, разработать дизайн нового космического корабля, которым Россия будет пользоваться следующие 50 лет. Ну в какой стране мира это возможно? Правильно, в США и у нас, больше нигде. В общем, родина позвала — и я поехал.

092-10-03.jpg

Фото Аркадия УВАРОВА

Но когда я вернулся, сразу возникли вопросы. Что у нас в России вообще есть? Просторы бескрайние, люди хорошие, песни тоже ничего. Все остальное как-то не очень. И я стал думать, как сделать, чтобы то, что мы производим, тоже было хорошим. Родилась идея глобальной конкуренции и опережающего развития своей территории. Поясню. Можно взять зарубежный образец и просто скопировать. Да, возможно, и сносно получится, но при этом мы не движемся вперед, а тормозим. У каждой вещи свой срок службы. Самолет, скажем, живет 60–70 лет, здание — 100. Значит, чтобы делать хорошие вещи, нужно представить, каким будет мир, скажем, через 50 лет.

— И каким же, по-вашему, он будет?

— Начнем с того, что население планеты увеличится до 9,5 миллиарда человек, причем 8 миллиардов из них будут жить в городах. А это значит, что человечество неизбежно столкнется с нехваткой пресной воды, пахотных земель, полезных ископаемых. За этим неизбежно последуют радикализация религий, еще большее разделение между богатыми и бедными и образованная безработица. Китай, кстати, в какой-то мере уже с этим столкнулся. А теперь возьмем Россию. Нас всего 142 миллиона человек, проживающих на огромной территории. 35 процентов мировых запасов пресной воды принадлежат нам. По запасам нефти, газа, каменного угля, леса, железа, других металлов мы тоже впереди планеты всей. А еще есть Арктика, Северный морской путь, двигаться по которому дешевле и быстрее, чем через Суэцкий канал с пиратами. Огромные незаселенные территории. И все это на 142 миллиона человек, большая часть которых живет в европейской части России. Естественно, такое положение дел не всех устраивает. Мадлен Олбрайт уже высказалась в том смысле, что, мол, Сибирь должна принадлежать всему человечеству. То есть предстоит поиск новых глобальных центров силы. Собственно говоря, он уже идет. Конкуренция в борьбе за ресурсы возрастает. Значит, нам необходимо опережающее развитие, переход на новый уровень.

Про технологии
— В чем заключается этот переход?

— Тысячелетиями люди шили при помощи иглы и наперстка. А потом раз — и изобрели швейную машинку! Это уже другой технологический уровень. А какой следующий, по-вашему?

— 3D-принтер?

— Правильно! Или другой пример. Можно до бесконечности совершенствовать обычный нож, это будет один уровень. А можно резать лазером. И так во всем. Не модернизировать до бесконечности старое (в примере с ножом можно в него двадцать лезвий запихнуть, а еще штопор, ножницы и так далее), а придумывать новое. Или, скажем, можно жаловаться, что дороги плохие или что их вообще нет. А можно придумать новый вид транспорта — автомобиль с крыльями, да еще и с вертикальным взлетом. Ему вообще дороги не нужны. Все, проблема решена. Кстати, раз уж мы заговорили об этом, то отмечу, что дизельный двигатель этого аппарата уже сертифицирован, дальность — 2 000 километров, скорость — 500 километров в час. Разработки уже ведутся.

092-10-02.jpg

Фото Аркадия УВАРОВА

На самом деле задумок много. Например, кавитационная субмарина, которая бы двигалась под водой со скоростью 500 километров в час. И прототип уже есть — торпеда «Шторм». Если такой проект осуществить, то у России в мире вообще конкурентов не будет. Можно вспомнить еще, допустим, напечатанный биоморфический робот (действующие образцы уже есть), наноботы, интерактивный аватар и, конечно, интеллектуальные материалы. Это как в фильме «Терминатор», где робот из жидкого металла. Приказал материалу стать автомобилем, молекулы выстроились в нужном порядке — вот автомобиль, можно приказать стать чем угодно — самолетом, лодкой, домом… У нашей страны колоссальные возможности, и все эти проекты можно осуществить. Работы уже идут, что самое важное.

Про мечты
— Что-то верится с трудом… Где взять специалистов, которые могли бы это все воплотить в жизнь?

— Вырастить! При помощи детских технопарков или техноинкубаторов. В Москве, например, таковой скоро появится.

— В Новосибирске тоже!

— Да? Ну, тем более. Вам и карты в руки. Мне кажется, проблема еще и в том, что наши дети разучились мечтать. Я всем говорю: вспомните, что изображено на обложках журнала «Техника — молодежи», скажем, за пятидесятые годы. Ведь совершенно прорывные для того времени вещи! Скажем, жилая станция на Марсе, а ведь тогда еще и Гагарин в космос не полетел. А наши дети о чем мечтают? Не знаете? Я знаю — спрашивал. Они мечтают о том, чтобы у них была хорошая квартира с евроремонтом, дорогая иномарка и жена-модель (это мальчики). У девочек все то же самое, только фигурирует богатый успешный муж. В девяностые годы мальчики хотели стать бандитами, а девочки — проститутками. Сейчас и те, и другие грезят о квартире с евроремонтом. Но ведь не об этом же надо мечтать, в самом деле! А значит, следует с детского сада воспитывать, делать так, чтобы они, если можно так выразиться, в научные игрушки играли.

Про работу
— Часто русских упрекают в том, что, мол, они работают плохо, производительность труда низкая. Вы и на Западе работали, и на Востоке. Так как же на самом деле?

— Ну, это вопрос философский… Я бы так сказал: у Запада есть деньги, а у Востока есть душа. И Запад хочет эту душу за деньги купить. А если серьезно, я лучше на примере объясню. Работал я в «Ситроене», и как-то пришла мне в голову идея по поводу автомобильного руля. Было это в пятницу. Кинулся к инженеру, говорю: «Смотри, что я придумал». А он мне: «Ты что, с ума сошел? Сегодня же пятница. У нас с женой и детьми запланирован семейный обед, потом совместная поездка…». Это одно отношение к работе. И другая ситуация, уже в «Тойоте». Сижу, черчу автомобильную педаль, никого не трогаю, тут подходят ко мне два японских инженера и говорят: «Можно, мы будем рассчитывать твою педаль? Для нас это реальный шанс выдвинуться». Вот это другое отношение.

— И все же как насчет России?

— Я думаю, мы где-то посередине. Русские могут отлично работать, но только в том случае, если их, как сейчас говорят, «штырит». Иными словами, если нашему человеку интересно то, чем он занимается, если его это увлекает — он горы свернет. Кстати, это еще одна причина моей уверенности в том, что Россия способна на резкий технологический рывок. Нас мало, но мы очень хитрые и ленивые, а потому креативные. Нет, без шуток, я на самом деле уверен, что лень — это двигатель прогресса. Вот американцы 20 миллионов долларов потратили на разработку ручки, которой можно было бы пользоваться в космосе, в невесомости. А наши знаете что придумали? Да очень просто — писать карандашом! Это я о русском креативе. Но таких людей надо воспитывать. Чтобы каждый занимался тем, что ему нравится.

— У нас в Сибири есть пословица: проголодаешься — догадаешься…

— Вот-вот, именно это я и имел в виду. На самом деле я уже давно хотел побывать в Новосибирске. Здесь очень много умных людей, и, что особенно важно, умной молодежи. Я бы сказал, что Новосибирск — очень крутое место. Он находится далеко от Москвы, при этом в центре России. У вас чистый воздух, чистый снег, чистая вода, ресурсов полно, университет, технопарк. Когда мы моделировали будущее, предположили, что очень скоро появится много новых профессий и специальностей, например, диспетчер стайных полетов дронов, молекулярный диетолог, дизайнер виртуальных миров, психолог постпластической хирургии, да много еще чего. Сейчас о таких специалистах никто не слышал, а завтра они могут понадобиться. НГУ мог бы их готовить. А почему нет?

СПРАВКА
Владимир Пирожков с 1994 года работал в компании Citroen, с 2000-го — старший дизайнер в европейском дизайн-центре Toyota в Ницце. Участвовал в создании моделей Yaris, Auris, Corolla, Avensis и концепт-каров MTRC и UUV. В России Владимир работает с 2007 года. Создатель мультиотраслевого центра промышленного дизайна и инноваций «Астраросса дизайн». Одним из первых проектов новой студии стала разработка официальной раскраски и элементов фирменного стиля нового пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 компании «Гражданские самолеты Сухого». Командой под руководством Владимира Пирожкова и Андрея Водяника разработан дизайн факелов олимпийского и паралимпийского огня зимних Игр 2014 года в Сочи.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Старт массовой вакцинации против коронавируса объявлен в регионе 18 января. В настоящий момент в районах и в городе Новосибирске уже организовано почти 60 пунктов вакцинопрофилактики. Как прививаются от ковида в Мошковском районе, сегодня в ходе пресс-тура показали журналистам.
25.01.2021 Видео
В музее «Галерея времени» представили новые экспонаты. В местную коллекцию вошли военная бронетехника и самые редкие образцы советского автопрома. Посмотреть на раритетную технику и вспомнить юные годы за рулем знаменитого мопеда в Новосибирск приехал Электроник Сыроежкин.

Заниматься сырами семья Бурдинских стала пять лет назад. Сейчас у нее есть сыроварня в Октябрьском, которая за сутки перерабатывает больше тонны молока.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год