Новосибирск 15.4 °C

Уникальный вуз, или Реабилитация по-сибирски

26.12.2008 00:00:00
Уникальный вуз, или Реабилитация по-сибирски
«…Я жил и двигался теперь в стране молчания, в мире ужаса, вечной тишины; в стране, в которой реальностью были призраки; в стране, где бесшумно проскальзывали поезда, бесшумно падали грузы багажа и люди двигались на меня безмолвно, как призраки…» — эти слова написал человек, потерявший слух в зрелом возрасте. По статистике, около 10% населения имеют ограничения слуха — от незначительного снижения слухового восприятия до полной глухоты.



Приобретенная глухота еще позволяет человеку приспособиться к жизни: ведь он говорит, читает, может вербально общаться с окружающими. А если ребенок родился глухим из-за генетических нарушений или потерял слух в младенчестве в результате болезни или травмы? Как его выучить, ввести в социум? Советская, а теперь российская сурдопедагогика добилась в реабилитации таких людей колоссальных успехов. И сибирякам тоже есть чем гордиться. Постановлением Правительства России в 1992 году в Новосибирске создан и успешно работает уникальный по своей модели обучения, единственный в России институт социальной реабилитации (ИСР), с 1995 года он вошел в структуру Новосибирского государственного технического университета. Около 300 глухих студентов из всех регионов страны — от Сочи до Камчатки — получают здесь полноценное профессиональное начальное, среднее и высшее образование.

Немного истории
С древних времен призрение «убогих», в том числе и глухонемых детей, было под надзором церкви. Глухонемота считалась «наказанием Божьим», а попытки лечить и учить — противлением воле Бога. Первым, кто обнародовал свои мысли о возможности обучения глухих, был итальянский философ Кардано, живший в XVI веке. Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802) впервые привлек внимание общества к тяжелому положению глухих в России, к необходимости их обучения словесной устной и письменной речи. Его идеи стали основополагающими в русской сурдопедагогике. Первым крупным российским сурдотеоретиком является Виктор Иванович Флери (1800 — 1856), директор Петербургского училища глухонемых.

Начало делу обучения глухонемых в России положено в первые годы XIX столетия императрицей Марией Федоровной: по ее инициативе в 1806 году основано первое училище для них в Павловске. Позднее открываются училища в Польше, Прибалтике, Москве.

В 1926 году постановлениями советского правительства создаются единые государственные программы для специальной школы глухих, устанавливается девятилетний срок обучения в объеме начальной школы, а в 1960 году — 12-летний срок обучения, в течение которого глухие и слабослышащие получают знания в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. Разрабатываются новые методики, программы. Создаются школы сурдопедагогики, появляются имена, которые сегодня известны всем специалистам: Выготский, Боскис, Занков, Рау, Власова, Розанова, Никитина.

История обучения людей с ограниченными возможностями отмечена великими именами. Французский философ Дени Дидро в 1751 году, задолго до организации училищ для глухих, публикует знаменитое «Письмо глухим и немым», развивая мысль о том, что общение глухих с окружающими людьми возможно. Для этого глухих надо обучать с детства единообразному способу общения. Первый институт для глухих был открыт в Париже аббатом Шарлем Эпе (1712—1789). Он создает систему обучения с помощью жестов и получает признание во всем мире как выдающийся учитель глухих.

Профессии для жизни
«Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше прочих людей. Он носит в себе одинаковые зародыши страстей, владеет одинаковыми стихиями усовершенствования», — говорил Виктор Флери. Сегодня, спустя два века, его слова блестяще подтвердились. Используя современные достижения науки и техники, институт социальной реабилитации совершил в деле обучения глухих настоящий прорыв. Создана непрерывная трехуровневая система образования: училище — колледж — вуз. Направления — декоративно-прикладное, гуманитарное, техническое. На третьем уровне высшее образование на базе НГТУ по направлениям «информатика и вычислительная техника» и «социальная работа» получают около 80 человек. Введена интегрированная форма обучения и есть группы, где инвалиды занимаются вместе со студентами университета. Выпускники института работают программистами, социальными работниками, конструкторами-модельерами, мастерами народных промыслов. И, общаясь с ними, не всякий поймет, что перед ним глухой человек.

Обучать детей с особенностями физического развития чрезвычайно сложно. У каждого студента ИСР за плечами специальный детский сад, спецшкола. К моменту поступления в институт глухие и слабослышащие по-разному овладели речью, у них разный запас знаний. Они все живут в отличном от нас, особенном мире. Мы для них, как инопланетяне. А русский язык сродни иностранному.

С 2000 года контингент студентов расширился, и наряду с подавляющим большинством глухих принимают молодых людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, незрячих и слабовидящих, с тяжелыми генетическими и общими заболеваниями. В этом году по просьбе родителей приняли первых аутистов, обучать которых вместе со всеми в одном институте никто в России пока не берется. И нужно войти в мир каждого, взять за руку и вывести в большую жизнь.

Как учат говорить
Как формируется речь у глухого ребенка? Ведь ее нужно создать, сконструировать, кажется, из ничего. Но человеческие возможности воистину безграничны! «Делается это на основе наблюдений, подражаний, вибрационных ощущений, — объясняет Екатерина Васильевна Кисилёва, заслуженный учитель Казахстана, дефектолог, заведующая лабораторией «Развитие слуха и речи». — Чтобы поставить ребенку, например, звук «а», я показываю артикуляцию, как правильно произносить «а», в каком положении при этом находятся губы, зубы, всё лицо. И только после этого беру его руку, прикладываю к своей руке и накладываю их вместе на область грудины и произношу звук. Он чувствует вибрацию, то есть голос, через осязание. И при помощи этого ощущения выдает звук. Но хорошо, если он выдаст его правильно! Потому что звук «а» имеет много дефектов. Может быть открытая гнусавость, значит, мне надо так поставить ему звук, чтобы он был четким, ясным. Так идет работа над всеми звуками, над дыханием, голосом. Вновь и вновь показываем, приучаем к правильному произношению по вибрации. Учим путем игр ставить правильно язык, губы, зубы. Постановку и коррекцию речи проводим на индивидуальных коррекционных занятиях, которые включены в учебный план». По специальной методике, не менее сложной, обучают студентов понимать речь говорящих — чтению с губ. Трудоёмкая работа, ежедневная. На протяжении всех пяти лет обучения, до формирования правильной речи.

Павел Амелин приехал на учебу в институт социальной реабилитации из далекой сибирской деревеньки после окончания спецшколы. Абсолютно глухой. Но тяга к знаниям 18-летнего паренька была колоссальной. Он дотошно расспрашивал преподавателей, если что-то не понимал, постоянно проговаривал слова, совершенствуя произношение. За пять лет, вспоминают о нем педагоги, изменился до неузнаваемости. Идеально научился считывать с губ. После окончания института уехал в Москву. Работал официантом в ресторане! Сегодня Павел Амелин — сотрудник крупной столичной торговой фирмы, прошел стажировку во Франции.

Языком жеста
Хочешь быть успешным, жить достойно — стань конкурентоспособным специалистом, без всяких скидок на инвалидность. Жесткие условия. Но таковы сегодня реалии жизни. И подготовка глухих студентов требует новых подходов. Они должны получить такой же объем знаний по профессии, как и здоровые студенты, чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда.

Российская сурдопедагогика шагнула далеко вперед. Начинает превалировать билингвистическое обучение, то есть двуязычие, когда словесный русский язык и язык жестовый как два партнера. И каждым надо овладеть в совершенстве, знать тысячи жестов, чтобы понимать, о чем говорит педагог, выдержать темп лекций и усвоить программу.

Практически все преподаватели знакомы с жестовой речью. «Но гуманитарные науки характеризуются большим объемом учебной информации. Много абстрактных понятий, которые непросто донести до глухого студента, — говорит заведующая кафедрой сурдопедагогики и гуманитарных наук Елена Владимировна Траулько. — Поэтому все занятия ведутся двумя педагогами: в аудитории постоянно присутствует сурдопереводчик». В самом деле, рассказать о духовных исканиях Достоевского или объяснить «на пальцах», что такое «индукционная петля», может только профессионал сурдопедагогики.

Сурдопереводчиков в Сибири остро не хватает. За их подготовку институт социальной реабилитации взялся недавно. Организованы внешние годичные курсы сурдопереводчиков. Проучены 23 человека. В этом году набрана новая группа желающих освоить редкую профессию.

Очень важно, чтобы пришедшие первокурсники хорошо владели жестовой речью. Первое время они не могут уловить того, что говорит преподаватель, теряются на занятиях. Необходимо развивать сам процесс обучения жестовому языку в школах, пришли к выводу в институте. И организовали выездные курсы повышения квалификации. За последние пять лет их прослушали педагоги спецшкол Новокузнецка, Бийска, Нерюнгри, Павлодара, Ямало-Ненецкого округа.

ИСР НГТУ — признанный в регионе научно-методический центр по организации профессионального обучения глухих и слабослышащих. Разработаны десятки методик, выпущено около сотни методических пособий. На базе института проводятся конференции, научно-практические семинары. Преподаватели и студенты ведут научно-исследовательскую работу в области профессионального образования инвалидов, заказчиком которой являются Минобразования РФ, администрация Новосибирской области.

Компьютерный помощник
В реабилитационно-образовательный процесс внедряются новейшие компьютерные технологии: методы дистантного обучения, в том числе через интернет, электронные учебники, обучающие и информационно-справочные системы, тестирующие и диагностирующие программы. Идет активное освоение мультимедийных технологий. Сегодня это уже не новинка. А несколько лет назад первая в НГТУ мультимедийная лаборатория появилась именно для обучения глухих. В этом году институт приобрел новый класс по развитию остаточного слуха и речи. В компьютер вводится информация о потере слуха каждого студента и компьютер подбирает режим слуховой информации, который каждый слышит в наушниках. И все студенты независимо от своих слуховых особенностей могут слышать преподавателя.

Одной из актуальных разработок института, не имеющей аналогов в мире, является программно-аппаратный комплекс жестовой речи, предназначенный для компьютерного сурдоперевода с естественного русского языка на видеофильм калькирующей жестовой речи. Входящий в комплекс самоучитель русского жестового языка — один из наиболее продвинутых в России по объему базы жестов и функциональным возможностям. Готовится версия до 5 тысяч жестов. Отбираются и классифицируются жесты по специальным дисциплинам. Разработан уже третий вариант компьютерного самоучителя. ИСР НГТУ является в России пионером его создания.

Комплекс применяется в учебном процессе, для самостоятельной работы учащихся, сурдопереводчиков, преподавателей и всех желающих овладеть жестовым языком. Скорость компьютерного сурдоперевода приближается к средней скорости работы сурдопереводчика. Вариант комплекса жестовой речи внедрен в учебный процесс ИСР НГТУ и демонстрировался на выставках-ярмарках в Новосибирске и Москве, удостоен малой золотой медали конкурса международной Сибирской выставки-ярмарки «Образование в Сибири в XXI веке».

Тьюторинг и акции добра
Помимо преподавателей учебных дисциплин в институте работают социальные работники, воспитатели, сурдопереводчики, медики, психологи, социальные педагоги, дефектологи. Нужно не только дать молодым людям с особенностями в развитии специальность, но и адаптировать к условиям современной жизни, научить свободно общаться в мире говорящих, помочь преодолеть барьер, выстроенный глухотой, приобщить к духовным ценностям, помочь развить собственный творческий потенциал.

Всем этим занимается служба социально-реабилитационного сопровождения. Студент спокойно учится, не отвлекаясь, а социальные педагоги решают все его социальные проблемы: перевод пенсий, получение полагающихся государственных льгот и пособий. Психологи на основе тестовой диагностики проводят групповые тренинги, чтобы понизить уровень тревожности. Занимаются индивидуальным консультированием. Проблем у ребят возникает много, и они приходят к психологам излить душу, посоветоваться.

Новация института — реаколлектив. Новая форма работы — концентрация индивидуальной социально-реабилитационной работы со студентом. На каждого вновь поступившего заводится индивидуальная карта. Все специалисты дают свои рекомендации, исходя из состояния здоровья студента, его социального положения, психофизических особенностей. Вплоть до того, что сурдолог, выявив конкретные нарушения слуха, советует педагогам, с какой стороны надо стоять и разговаривать с данным студентом. И если в процессе учебы у студента возникают проблемы, то реаколлектив в срочном порядке собирается и ищет выход.

А ситуации порой складываются тяжелые. «Поступил к нам парень, сирота, инвалид без рук и ног, — рассказывает директор ИСР НГТУ кандидат технических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Геннадий Сергеевич Птушкин. — Не без способностей. Но загулял. Отчислили. Жил в интернате для инвалидов. Попросился обратно вернуться. Мы много думали, как быть. Приняли. Надеюсь, доучим. В Санкт-Петербург его возили, сделали протезы на кисти рук. Ведь половина проблем инвалидов — медицинские! Не просто потеря слуха, у многих — комплекс заболеваний, которые мешают жить. И надо лечить, помогать реабилитироваться, чтобы он вышел в социум полноценным человеком. Кредо института — сделать все возможное, чтобы не отчислить студента. Мы знаем, что за этим стоит семейная драма. Судьба ломается. Какое будущее ждет инвалида без образования?..»

Отсюда и особый подход к реабилитации студентов. Институт располагает центром медико-психологической реабилитации. Есть физиокабинет, процедурный, смотровой, кабинет психологической разгрузки. Проводится современная сурдодиагностика, создана компьютерная база данных о состоянии здоровья студентов. Практически ни один вуз, занимающийся обучением инвалидов, не имеет такой мощной медицинской базы: в штате терапевт, невропатолог, сурдолог, лор-врач. «И мы признательны, — говорит Геннадий Птушкин, — что руководство НГТУ, ректор Николай Васильевич Пустовой понимают нашу особенность и поддерживают нас во всем».

Институт тьюторинга — еще одна инновация новосибирских реабилитогов. Из числа успешных ребят формируется команда тьюторов — сопроводителей, помощников. Они консультируют однокашников по разным предметам, помогают справиться с возникшими трудностями. А с 2009 года в штатном расписании официально появится должность — тьютор.

«У глухих ребят преобладает несколько иждивенческая позиция по отношению к нашему здоровому обществу: им обязаны дать все нужное для жизни, — рассказывает заместитель директора ИСР по социальной работе Тамара Анатольевна Поленова. — И мы организовали волонтерское движение. Взяли шефство над домом ребенка и домом ветеранов. Сначала десять, а сегодня уже более сотни студентов-инвалидов стали волонтерами. На добровольных началах оказываем помощь в уборке территории, устраиваем концерты. Приходим к ветеранам в декаду пожилых, в День Победы. На Новый год проводим акцию Добра: собираем поделки, игрушки, кондитерские изделия. Ребята из театрального клуба наряжаются Дедами Морозами, Снегурочками, берут мешки с подарками и идут к малышам. Мы устанавливаем елку, строим снежные городки. Оказываем любую посильную помощь. И когда наши ребята видят, что кому-то еще сложнее, чем им, у них появляются сила, уверенность в себе. Они молоды, они получают образование, они всё могут!»

Вернисаж талантов
Сибирякам хорошо знакомо самодеятельное творчество студентов института социальной реабилитации. Многократно занимали они почётные места на районных, городских, областных, региональных конкурсах, получив свыше сотни грамот и дипломов. Хореографический коллектив «Ритм» дважды становился лауреатом Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна». На площадке ИСР проводятся городские интеллектуальные игры. В этом году команда института заняла 2-е место и вышла в третий отборочный тур среди вузов города.

Студии жестового пения, хореографии, пантомимы, салон «В гостях у музы», театр креативной моды, клубы «Молодая семья», патриотический и даже …кулинарный. Есть где провести досуг и развить таланты! А также научиться готовить, принимать гостей, красиво накрыть стол к празднику, рассчитать семейный бюджет — учат и таким необходимым вещам, ведь в институте немало сирот. Программу «Молодая семья» ведет молодой специалист, социальный педагог Ирина Белобородова. За 14 лет существования института среди глухих образовалась 31 студенческая семейная пара. И ни одна не развелась!

Как дружная многонациональная семья, живет институт. Учатся казахи, чуваши, немцы, татары, калмыки. «Диалог ментальности и культур» — объединяющее всех мероприятие состоялось на прошедшей декаде инвалидов. В национальных костюмах ребята исполняли песни и танцы своего народа, выпустили газету о своей республике, члены кулинарного клуба приготовили национальные блюда.

Впечатляют спортивные успехи ребят. Они участвуют в Олимпийских играх для глухих. По результатам чемпионатов и кубков России 10 студентов получили квалификацию мастера спорта международного класса. Есть кандидаты в мастера спорта по шахматам, чемпионы по плаванию. Весной этого года в Зеленограде прошел чемпионат России по дзюдо среди инвалидов по слуху. Новосибирск представлял студент ИСР НГТУ Александр Топчин, занявший 3-е место в категории до 60 кг. По итогам соревнований Александр Топчин вошел в сборную России по дзюдо и будет принимать участие в чемпионате мира.

Госзаказ для института
На каждую специальность в вузах существуют государственные образовательные стандарты, где прописаны сроки обучения студентов, нормативы по учебному плану, нагрузке преподавателей, объем практики, учебные дисциплины. Для глухих студентов таких стандартов не существует. Учитывая огромный опыт в обучении инвалидов по слуху, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию поручили институту социальной реабилитации разработать проекты государственных стандартов для обучения лиц с ограниченными физическими возможностями. Впервые в России. Выполняют работу на кафедре автоматизированных систем и информационных технологий.

«Введение в учебный процесс коррекционно-развивающих и дисциплин реабилитационного сопровождения — это самое главное! — говорит преподаватель кафедры, кандидат технических наук, доцент ИСР НГТУ Сергей Борисович Патрушев. — К ним относятся коррекционная работа по развитию и восприятию речи, культура умственного труда. Поэтому у нас разработано пять вариантов обучения глухих и слабослышащих: в общей, изолированной группах. Особенно важно это в первые два года, когда обучение идет через многократное повторение. Мы увеличиваем количество часов по важным дисциплинам, где материал закрепляется на практике. Нам приходится это делать. В обычном колледже и вузе такого нет. Когда проект примет Министерство образования РФ, разработанные стандарты будут рекомендованы всем колледжам и вузам России, обучающим студентов-инвалидов».

«За границей обучение инвалидов поставлено по-другому, — рассказывает Тамара Поленова. — Мы были во многих странах. Под всё прописана законодательная база. Если положено заниматься 15 минут развитием слуха и речи, столько и будут. Индивидуальное консультирование должно длиться 20 минут, оно и длится 20 минут — не более. А наши психологи будут слушать студента и два, и три часа, пока он не выскажется. К нам приезжали коллеги из Японии, Англии, Америки, Франции, Германии, Португалии, Голландии, Канады. Они нашу психологию понять не могут. Спрашивают, почему российский педагог может работать не 8, а 12 часов?! Во многих зарубежных школах вообще нет социально-реабилитационного сопровождения. Этим отдельно занимаются структуры, входящие в Министерство социального развития или Министерство труда. И родители водят детей на занятия туда. А в нашем институте создан этот сплав образования, реабилитации, социальной поддержки. Мы все здесь — в помощь ребенку-инвалиду. И зарубежные коллеги признают нашу уникальность».

Что такое инклюзия?
Обучение детей с особенностями развития прошло с начала XX века три исторических этапа. От сегрегации — отделения от общества, когда обучали в закрытых интернатных учреждениях; через интеграцию (до середины 80-х годов) — адаптацию к социуму, введение в общество, с принятием норм его жизни; до инклюзии (включение) — понятие, обратное предыдущему. В основе «модели включения» лежит постулат: не инвалид должен приспособиться к обществу, а общество должно создать ему условия для развития и реализации как личности. Эта современная «модель включения» глубоко гуманна и принята сегодня во всем мире. К примеру, ребенок-инвалид имеет право обучаться в обычной школе, он равный среди здоровых. А педагоги должны уметь работать с таким ребенком.

Институт социальной реабилитации активно включился в реализацию идеи инклюзивного образования. И то, о чем говорилось выше: реаколлектив, тьюторство, а также родительский клуб, созданный в поддержку семей, имеющих детей-инвалидов, комплексные программы реабилитационного сопровождения студентов — составные его части. Институт готовит кадры для инклюзивного образования. Открыты новые специальности: сурдопереводчик, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, учитель адаптивной физической культуры. Подготовлен пакет документов для лицензирования еще одной специальности — «экономика и бухучет», которая вводится по просьбам самих абитуриентов.

В 2007 году ИСР стал участником международного проекта «Темпус-4» «Включённое образование и инвалидность», осуществляемого Евросоюзом. С европейской стороны в проекте участвуют Берлинский университет им. Гумбольдта, Лиссабонский университет и французский государственный институт подготовки и повышения квалификации. Идет обмен опытом, сибирские специалисты выезжают на стажировки за границу. В июне будущего года зарубежные и российские партнеры — Санкт-Петербургский университет им. Герцена, Поморский университет из Архангельска и Астраханский институт развития ребенка — приедут в Новосибирск знакомиться, как развиваются идеи инклюзивного образования в Сибири.

Мастера
В коридорах института под стеклом — ниши в стенах, это стационарная выставка работ студентов колледжа, которая постоянно обновляется. Изделия из керамики, резьба по дереву, оригинальные поделки, модели швейных изделий, дипломы, грамоты, полученные за призовые места на различных выставках.

В швейных мастерских, где обучают искусству конструирования одежды, свой «музей». Эксклюзивные выставочные образцы коллекции «Золотая осень», демонстрировавшиеся на «Сибирской ярмарке», — дипломные работы выпускников. От них невозможно было оторвать взгляд — настолько оригинальны эти женские наряды, выполненные с большим мастерством и фантазией. Ассортимент изделий, которые могут изготовить выпускники отделения художественного проектирования костюма, обширен — от верхней одежды, пальто и костюмов до легких платьев.

Будущих конструкторов-модельеров обучают различным техникам декора, работе с тканью. Они осваивают макраме, бисероплетение, лоскутную технику, вязание крючком, батик, машинную вышивку. Знакомятся с народным орнаментом, основами художественного проектирования, изучают историю костюма и материаловедение. А также рисунок, живопись, композицию — необходимые дисциплины для воспитания художественного вкуса!

«Мы стараемся дать всесторонние знания. А специальность конструктора-модельера позволяет ни от кого не зависеть. Наши выпускницы могут полностью создать изделие — от эскиза до его изготовления», — с гордостью за учениц и за своих сотрудников говорит заведующая кафедрой художественного проектирования костюма Марина Георгиевна Лаптева. — А выйдя из стен колледжа, без труда устраиваются в жизни: преподают в школе, работают на предприятиях легкой промышленности, даже открывают свои ателье».

Вазы, сувениры, светильники, цветочные горшки, во множестве расставленные на полках в учебном классе, сделаны в собственной гончарной мастерской будущими художниками-керамистами. Красивые работы, хоть сейчас на выставку отправляй! Не уступают им по красочности и мастерству другие рукотворные шедевры учащихся первой и второй ступени профобразования: роспись по дереву, резьба по бересте. О высоком уровне подготовки на кафедре декоративно-прикладного и изобразительного искусства говорят многочисленные дипломы региональных фестивалей сибирской керамики, народных ремесел «Артания», «Сибирской ярмарки», непременными участниками которых являются студенты ИСР. «Наши выпускники востребованы, — говорит заведующая кафедрой Галина Викторовна Доагэ. — Их с удовольствием берут на работу в художественные мастерские, фирмы и предприятия».

Сюрприз для директора
Гордится своими подопечными и мастер производственного обучения Леонид Васильевич Казаченко. Несколько лет назад на защиту дипломов художников-резчиков по дереву приехал директор коммерческой фирмы и был так сражен их мастерством, что весь выпуск пригласил к себе на работу.

Все выпускники устраиваются по специальности, приобретенной в колледже и связанной с прикладным творчеством. За пять лет учебы становятся настоящими мастерами своего дела. Выпускают элитную мебель, занимаются иконописью, режут из дерева иконостасы, работают мастерами-надомниками и недостатка в заказах не испытывают.

В прошлом году студенты реставрировали стулья, некогда принадлежавшие знаменитому зодчему Сибири, профессору Андрею Дмитриевичу Крячкову. Это была их курсовая работа. От ректора Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии профессора Г. И. Пустоветова пришло благодарственное письмо: «Благодаря вашей отзывчивости и профессиональному мастерству эти музейные предметы конца XIX века не только будут использованы в выставке «Мир архитектора Крячкова», посвященной 130-летию со дня его рождения, они займут достойное место в музейной экспозиции «Фонд архитектора Крячкова».

В мастерской трудился студент 4-го курса Быкыджан Байкотанов. На рабочем столе лежал почти готовый заказ для парковой зоны Ботанического сада — резной щит из дерева с надписями, призывающими беречь природу. А работал он в момент нашей встречи, вечером, когда закончились занятия, над созданием портрета из дерева в сложной блочной технике. И был это… портрет директора ИСР Геннадия Сергеича Птушкина!

История глухого юноши из Казахстана — история человечности и доброты. Пять лет подряд Быкыджан пытался поступить на информатику, но не проходил по конкурсу. Как гражданин другого государства он мог учиться на коммерческой основе. Но откуда взять деньги парню из многодетной семьи? И родное государство его не поддержало. Преподаватели заметили у упорного абитуриента способности к рисованию и предложили обучаться в колледже резьбе по дереву. И не ошиблись! Пошел навстречу и директор Геннадий Птушкин, взяв, вопреки всем правилам, на бюджетное обучение. Сейчас Быкыджан Байкотанов — один из лучших студентов института. Получил российское гражданство, останется работать и жить в России. А портрет — дань признательности человеку, который определил его судьбу. Правда, Быкыджан готовил директору сюрприз, но мне позволил раскрыть секрет.

В прошлом году институт социальной реабилитации НГТУ посетила делегация из Рочестерского технологического института для глухих, который является ведущим вузом США в сфере подготовки студентов с проблемами слуха, и представители МГТУ им. Баумана. Визит состоялся в рамках международного проекта PEN-International, цель которого — профессиональное образование слабослышащих и глухих студентов. ИСР и еще четыре вуза России, обучающие инвалидов, являются участниками этого проекта. Прошли семинары с участием реабилитологов из городов Сибири и России. Гости встретились с преподавателями и студентами, посетили учебные классы и мастерские. Американские коллеги пришли к выводу, что подготовка глухих студентов в ИСР НГТУ соответствует мировому уровню, и выразили надежду, что в недалеком будущем он приобретет статус национального института социальной реабилитации.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: