С помощью мобильного приложения добровольцы вызывают такси разных агрегаторов. Пункт назначения у всех один – парковка возле Законодательного собрания. Там их уже ждут инспекторы ГИБДД, сотрудники налоговой, миграционной службы, минтранса и общественники. Бежать водителям некуда, поэтому в ход идет фантазия.
– Вы сказали: «Я вечером за ней приеду. Моя знакомая». Деятельность такси не осуществляете?
– Нет.
– То есть денежные средства от данной гражданки вы не получали?
Наспех выдуманные истории не спасают. Как и надежда на «авось», которой, судя по всему, и жил Адильбек Арсинбеков. Ездит со старой страховкой, без путевого листа и разрешения на работу.
– Почему он отсутствует?
– Нам не выдают.
– А почему не выдают? Вы спрашивали у работодателя?
– Я не спрашивал.
В рамках акции попались водители «Яндекс-такси», «Лидера» и один частник. Ни у одного из пяти нет полного комплекта документов, которые должен иметь при себе таксист – все работают нелегально.
– Отсутствуют путевые листы, отсутствуют предрейсовые медосмотры. То есть перед тем, как сесть за руль, водитель не проходит медработника. Не проверяется его состояние здоровья, утомленность и все остальное. А также транспортные средства – все пять – не были проверены на предмет технического состояния, – сообщил старший государственный инспектор первого межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств № 1 ГИБДД ГУВД по НСО Антон Соколов.
Плюс у одного из водителей нет разрешения на въезд в Россию. Инспекторы ГИБДД составляют протоколы, которые затем отправляют в министерство транспорта региона. Там и будет решаться судьба нелегальных таксистов. Кстати, ответственность за все названные нарушения понесут водители – не компании. Общественники такому беспорядку в отрасли не удивляются. Говорят, виновато само государство и законодатели. На бизнесменов оказывают большое давление, вот они и вынуждены юлить.
– Тот же самый 54 федеральный закон, который у нас сейчас с 1 июля начнет действовать – это применение онлайн-касс в такси – они вынуждают все больше и больше легальных перевозчиков уходить в тень, потому что они несут большие расходы по установке такого оборудования. А нелегальные водители такси, как занимались деятельностью, так и продолжают заниматься, – отметил руководитель пресс-службы Общественного совета по развитию такси в регионах РФ Александр Мельников.
По последним данным, в Новосибирске с разрешением работает чуть больше двух тысяч таксистов. Нелегалов – в десять раз больше. А пассажиров, которые проверяют документы у водителя, прежде чем отправиться в поездку, единицы.