Информация о смерти культурного деятеля появилась в СМИ накануне, 13 июня. Однако эти слухи в беседе с «Известиями» опровергла его пресс-секретарь Мария Шоппо. Позже осведомленный источник рассказал порталу, что режиссер несколько дней находился за пределами Московского региона, когда почувствовал себя плохо. Говорухин тут же был доставлен на обследование в столичный кардиологический центр, где ему поставили диагноз «предынсультное состояние». Позже его отправили в санаторий «Барвиха», где он скончался. Станиславу Сергеевичу было 82 года.
В прошлом — кандидат в президенты Российской Федерации и на президентских выборах, состоявшихся 26 марта 2000 года. В молодости Станислав Говорухин увлекался альпинизмом, опасные трюки во время съёмок в кино выполнял самостоятельно, без дублёров. Любил читать книги, играть в рулетку, шахматы и бильярд. Курил трубку. С середины 1990-х годов увлекся живописью. С 1998 года неоднократно устраивал выставки своих работ.
Как режиссер снял множество фильмов, ставших культовыми. Среди них «Вертикаль», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Место встречи изменить нельзя», «Пираты XX века», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».
Как актер сыграл в фильмах «Асса», «Сукины дети», «Анкор, ещё анкор!» и «Россия, которую мы потеряли».
В интервью новосибирской газете «Советская Сибирь» в 2007 году Станислав Говорухин заявил, что ненавидит американское кино и «терпеть не может новое российское». «Хорошо я снимаю или плохо, но это в пику тому, что идет на сегодняшнем экране. Мне претят и темы, и персонажи, и сюжеты, — говорил режиссер. — Мне кажется, что значительная часть режиссеров восприняла полную свободу как свободу от ответственности перед обществом и особенно перед молодым поколением. Мой девиз созвучен девизу врача: не навреди! Моя задача — не отравлять жизнь зрителя, а, наоборот, дать ему новые жизненные силы. Чтобы он ушел из кинотеатра готовым переносить удары судьбы, жизнь у нас не слишком легкая. Задача искусства определена Пушкиным — будить добрые и благородные чувства. Как бы ни хвалили какой-то фильм, сколько бы премий он ни получил, если он не будит добрые, благородные чувства, если он не затрагивает душу, не воспитывает духовно человека, это вообще не искусство. Я всегда стараюсь работать в разных жанрах, делать что-то новое».