Это у Горького Павел Протасов – химик, не замечающий того, что происходит вокруг, будто из-за облака испарений. Протасов Кулябина – увлеченный программист, ему не чужды посиделки с друзьями, смех и веселье, но он предпочитает сидеть за монитором, прихлебывая энергетики. Режиссер перемещает персонажей пьесы во времени и пространстве. На этот раз – в заключительные дни 1999 года.
– Ощущение слома эпох, что мир меняется стремительно, есть в самой пьесе, она построена на этом. Поскольку я по традиции все переношу в наши дни, чтобы сохранить это ощущение, пришлось вернуться не совсем в сегодня, а в 1999-2000 годы, потому что тоже было такое ощущение и у меня лично, и у многих, что происходит в этом мире что-то важное, значимое, – говорит главный режиссер театра «Красный факел» Тимофей Кулябин.
О том, что это еще и Америка, Силиконовая долина, напоминают мельчайшие детали сценографии – план эвакуации на английском, пару раз промелькнули зеленые доллары. Но не более того. Персонажи живут где-то вне определенной страны. Кажется, мир их окружен стенами общежития и их комнат.
– Здесь все равно пространство театра, конечно, отличается. Самое главное, что мы попытались схватить эту штуку, что люди разговаривают в комнате, и не как в театре подают «на задний ряд», как нас учили, а общаются. И это, наверное, главное, – говорит актер театра «Красный факел» Павел Поляков.
Общаться, двигаться – так, как это должно быть в тесном жилом пространстве – актеры учились вне театра. Репетировали в обычной комнате.
– Действительно, какой-то очень странный эффект. Не сразу это возникло. Было очень непривычно вначале, потому что мы не знали, куда деться, мы буквально были заперты в квартире. Без привычной подачи, без привычных театральных интонаций, это было очень здорово. Но опять же, повторюсь, посмотрим, как нам это все удалось перенести на большую сцену, – говорит актер театра «Красный факел» Андрей Черных.
Сцену художник Олег Головко поделил на четыре комнаты. Та, в которой происходит действие, словно перемещаясь в пространстве, выходит на передний план. Внутри продуманные до мелочей детали – компьютер, книги, гладильная доска, наконец, новогодняя елка. Снаружи – будущее, равное неизвестности.