Все интересные факты о космосе ко Дню космонавтики-2019

Фото с сайта pixabay.com
12 апреля 1961 года, 58 лет назад, ракета-носитель вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли - Юрием Гагариным на борту. С той поры человечество продвинулось вперед в познании космоса, но до первых пилотируемых межпланетных полетов еще очень далеко - инженеры так и не изобрели двигатель, способный преодолевать космическое пространство.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мире, совершившим полет в космическое пространство. Советский космический корабль «Восток» с человеком на борту стартовал с космодрома «Байконур». Выполнив один оборот вокруг Земли, на 108-й минуте корабль завершил полет. Гагарин приземлился в Саратовской области, в районе села Смеловка.

Однако еще за четыре года до полета Юрия Гагарина СССР сделал серьезную заявку на первенство в освоении космоса - 4 октября 1957 года был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.

18 марта 1965 года космонавт СССР Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Событие произошло во время полета КК «Восход-2». Командир корабля - Павел Беляев, пилот - Алексей Леонов. Для выхода в космос был разработан скафандр «Беркут». Он обеспечивал пребывание в открытом космосе в течение 30 минут. Первый же выход занял 23 минуты 41 секунду (вне корабля 12 минут 9 секунд).

Лунная программа

Первые лунные станции начали разрабатываться в ОКБ Королева с конца 1957 года. И уже в декабре 1957 был готов эскизный проект аппаратов: Е-1 для выполнения задачи  попадания в лунный диск, Е-2 – облет и фотографирование Луны, Е-З – ядерный взрыв на видимой стороне Луны (от которого впоследствии отказались).

Однако из-за конфликта двух конструкторских бюро и недостатка финансирования, пилотируемый полет на Луну советского космонавта осуществить не удалось. Отметим, что американскую программу пилотируемых полетов на Луну не оспаривал ни один из советских ученых в период освоения Луны.

Освоение Солнечной системы

СССР был первым государством, космический аппарат которого выполнил посадку на поверхность Венеры. Самым первым космическим аппаратом, отправленным к Венере, была запущенная 12 февраля 1961 года «Венера-1».

После 1991 года Россия не запускала космических аппаратов к Венере.

Советская программа по исследованию Марса началась в 1960 году. 19 мая 1971 года с Байконура был запущен АМС «Марс-2» при помощи ракетоносителя Протон-К. Полет к Марсу продолжался более шести месяцев, при подлете к планете был отстыкован спускаемый аппарат «Марса-2». Орбитальная станция выполнила торможение и вышла на орбиту искусственного спутника Марса с периодом обращения 18 часов.

Международная космическая станция

До появления МКС ранее был реализован проект станции «Мир» - советско-российской  пилотируемой научно-исследовательской орбитальной станции, которая действовала в  околоземном космическом пространстве с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года.

Международная космическая станция (МКС), англ. International Space Station, сокр. ISS -  пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс; эксплуатируется с конца 1998 года по настоящее время.

Проблемы освоения космоса

Одна из проблем – космический мусор. Только в ближнем космосе находится 3000 тонн мусора, и его растущие объемы представляют реальную угрозу для пилотируемых полетов, техники, оборудования и даже для жителей Земли.

К сожалению, реального двигателя для межпланетного корабля пока так и нет. Не создано еще термоядерного двигателя, так как нет подходящих ресурсов в нужном объеме.

Ученые уверены, что для успешного освоения космоса необходим отказ от военных программ США, РФ и других стран. Чтобы это было действительно мирное освоение космоса, сущность проблемы нужно изучать сообща.