Новосибирск -19.8 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. История

Зачем поил водкой «белых» офицеров козихинский священник

Зачем поил водкой «белых» офицеров козихинский священник
По воспоминания старожилов, отец Александр погребен примерно на том месте, где сейчас находится газон рядом с храмом. Фото "Ордынской газеты"
В ноябре 1918 года в село Козиха Ордынского района прибыл отряд колчаковцев. Офицеры остановились в доме отца Александра Владимирова. Священник выдал «белым» сторонников советской власти и таким образом спас целое село от жестокой расправы.

Казнили каждого десятого жителя села Спирино и выпороли жителей Верх-Ирмени белогвардейцы. Та же страшная участь грозила козихинцам в 1918 году.

Мирную приходскую жизнь нарушила революция. В марте здесь начал работу первый сельский совет. Сельсовет отобрал земли у местных богачей, равно и 90 десятин церковной земли, и передал безземельным крестьянам. И пока, как пишет активный участник этих событий Григорий Макаев, «поп Владимиров бесновался», сам Макаев поднял над зданием маслозавода первый в истории Козихи красный флаг.

Летом власть перешла к «белым», и вскоре началась мобилизация в колчаковскую армию. Отец Александр Владимиров, в проповедях называвший советскую власть «властью большевиков-безбожников», по метрическим книгам составил список из 84 молодых жителей Козихи призывного возраста, но под влиянием Григория Макаева и других сторонников советской власти сельский сход постановил призывников не выдавать, отправить их на правый берег Оби. После этого на село была наложена контрибуция в размере 50 тысяч рублей, но и ее жители Козихи платить отказались. Тогда 27 ноября в село прибыл отряд колчаковцев, остановившийся на постой в доме священника Александра Владимирова. Прибывшие арестовали Макаева и еще четырех козихинцев и повезли их на санях в Ново-Николаевск. По дороге один из солдат предложил расстрелять арестованных, но вмешался офицер: «Когда поп поил нас самогонкой, он же просил не убивать их по дороге, а то его самого убьют. В тюрьме их все равно и без нас расстреляют».

Вот так, по мнению историка Лыкова, стало известно, что священник выдал белым сторонников советской власти. Далее в воспоминаниях Макаева сообщается, что «…священника кто-то из его единомышленников, оставшихся на воле, припугнул столь успешно, что он публично заявил земской полиции, что арестованные козихинцы большевиками не являются».

Возможно, правильнее было бы не обвинять отца Александра в сотрудничестве с «белыми», а благодарить за спасение села. Если бы он не выдал нескольких активных коммунистов и не угощал колчаковских офицеров водкой, с селом расправились бы более жестоко (достаточно вспомнить, как белогвардейцы казнили каждого десятого жителя села Спирино, провели бесчеловечную порку жителей Верх-Ирмени).

Отец Александр скончался от сыпного тифа 18 ноября 1919 года в возрасте 47 лет. Погребен на кладбище в церковной ограде. Вероятно, он был бы репрессирован после восстановления советской власти в декабре 1919 года, если бы не скончался.

Опубликовано в «Ордынской газете» №49 от 27 ноября 2019 года

Районные СМИ

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: