В музее колокольного искусства каждый второй экспонат с повреждением. Реставрировать бесполезно. Вот, например, сибирский колокол дореволюционного времени со следами от сварки. Трещину заделали, а прежнее звучание вернуть не смогли.
– Голос колокол теряет, когда появляются трещины, сколы, но причины могут быть разные, в том числе и неумелое обращение звонарей, – отметила преподаватель школы звонарей Сибирского центра колокольного искусства Марина Васильева.
Сотрудники Сибирского центра колокольного искусства не только составили картотеку разбитых колоколов, но и создали уникальную технологию отлива редких экземпляров. Внешне современный колокол не отличается ничем. А вот звуковой букет раскрывается только после удара колокольного языка.
– Это самое толстое место колокола, стеночка тонкая и тут утолщение идет. Это как раз и есть музыкальное или ударное кольцо. И удар приходится именно на эту часть, и появляется звучание, – сообщил начальник технического отдела Сибирского колокольного центра Виктор Васильев.
По словам специалистов, колокольное искусство в годы революции пострадало больше всего. Иконы, церковные книги, предметы утвари можно было спрятать. Спрятать звон невозможно. Поэтому колокольный фонд России в 20-30-х годах был уничтожен на 80%.
– Самая интересная часть работы, когда начнутся музыкальные подборы. Вот тогда мы сможем услышать не только звучание каждого колокола, но и то, как звучат сибирские колокола вместе, – отметил заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства Алексей Талашкин.
Для отливки дубликатов по сибирской технологии будут использовать химический состав колокольной бронзы, максимально приближенный к оригиналу. А для формы – специальный силикон. Это позволит получить исторически достоверную звучащую копию разбитого колокола. За год сибирские звонари планируют вернуть голос 22 колоколам.