Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Поиски мифических колоколов села Чингис – подробности

Поиски мифических колоколов села Чингис – подробности
Фото Аркадия Уварова
По легенде, накануне Пасхи в Чингисах из-подо льда Оби доносятся колокольные звоны.

В Ордынском районе, где в 1937 году закрыли храм, Сибирский центр колокольного искусства начал поиски  пять лет назад. О том, какие реликвии удалось найти, об истории колокольного звона и нюансах своей редкой профессии рассказал звонарь Алексей Талашкин, автор и режиссер фильма «Зов чингисского колокола».

Не «вдарить», а через душу пропустить


— По преданию, колокола — живые, одушевленные существа. Говорят, будто они могут звонить сами собой, когда случаются пожары, тонут корабли. Как вы думаете, колокол действительно чувствует руки звонаря, молитву человека?


— Такие предания идут из глубины веков. Например, если рассмотреть строение колокола, выясняется: у него те же части «тела», что у человека. Уши, голова, губа, а между губами — язык. Кстати, в Белоруссии язык колокола иногда называют сердцем. Получается очень красиво: звонарь звонит, сердце бьется.
В Западной Европе был обычай крестить колокола. Историки описывают, как на колокол надевали рубаху, выбирали ему крестных, помазывали миром и нарекали имя. На Руси тоже долгое время сохранялось антропоморфное отношение к колоколу. Помните, как знаменитый угличский колокол наказали за то, что он бил в набат во время убиения царевича Димитрия? Колоколу вырвали язык, отбили уши, выпороли плетьми, а потом жители Углича тащили его в тобольскую ссылку — волоком, на себе.
Как видим, отношение к колоколам всегда было особенное. Ведь звон — это призыв к молитве, напоминание о небе, о душе.

— Где и как можно научиться мастерству звонаря?


— В следующем году Новосибирской школе звонарей, старейшей в Сибири, исполнится двадцать лет. Интересно, что для дореволюционной России школы звонарей были нехарактерны. Знания передавались устно или с помощью приема «рука в руке»: звонарь брал руку подростка, и они звонили вместе. Долгое время ученик не допускался к колоколам и выполнял послушания, не связанные со звоном. Например, подметал листья возле колокольни. Таким образом, у него было время подумать. Это особенно важно сегодня, когда мы утратили традиционную звуковую культуру. Ну, пришел ты на звонницу. Как будешь звонить, если внутри у тебя нет звона? Сможешь ли выстроить импровизацию? Звонарь — не тот человек, который играет по нотам. Его можно сравнить с барабанщиком. Тому, кто импровизирует на ударных, это искусство дается легче. Или с виолончелистом, инструмент которого отличается глубоким голосом.
Хотя колокол относится к числу ударных и есть выражение «бьют в колокола», мы всем сердцем противимся тому, чтобы в колокола «бить». Задаем новичкам вопрос: как извлечь звук из колокола? Кто-то говорит «ударить», «вдарить», «шлепнуть», «брякнуть», «прикоснуться». А в словаре Даля есть еще одно замечательное слово — «звукнуть». Ведь колокол, невзирая на массивность, довольно хрупкий инструмент. Многие экспонаты нашего музея — это колокола, разбитые при неумелых звонах. Например, ударами в зимнюю стужу.

— Но в ХХ веке колокола гибли и при более трагических обстоятельствах...


— Конечно, 20–30-е годы прошлого века были катастрофой в плане сохранения колокольного наследия. Государство официально объявило заготовку колокольной бронзы, и практически все крупные колокола были уничтожены. Процентов шестьдесят из оставшихся погибли в кризисные 90-е годы, когда все, что можно, сдавали в металлолом как цветмет. Сегодня мы хотим вернуть и сберечь то, что осталось.

колокола уваров

Самый маленький казнили прилюдно


— О поисках старинных колоколов вы сняли документальный фильм. Что было найдено?


— Из статьи новосибирского историка Вадима Журавлёва мы узнали, как в 30-е годы колокола увозили из церкви в Чингисах. В 2011 году решили поехать туда и провести расследование. У каждого из нас, звонарей, есть какая-то светская профессия: переводчик, юрист, врач скорой помощи. Я — режиссер пантомимы, работаю с глухими и слабо­слышащими студентами. Каждому из нас профессиональный опыт очень пригодился, но мы не специалисты в области поиска, и пришлось выстраивать все с чистого листа.
Для начала созвонились с сельсоветом, работниками Дома культуры. Попросили собрать пожилых людей, чтобы они рассказали, кто что помнит. По словам свидетелей, колокола в Чингисах были большие, их звон разносился далеко. Кто-то говорил, что их было три: большой, поменьше и самый маленький. Вспоминается строчка из народной сказки: «Было у царя три сына...» Кто-то уверял, что колоколов было десять. Когда церковь закрывали, колокола разбивали кувалдами. Долгое время они лежали на берегу, никому не нужные. Потом бронзу погрузили на баржу, она отчалила и затонула. То ли Господь не попустил, то ли мужики постарались — подрубили баржу, но колокола остались в Чингисах. Как гласит легенда, перед Пасхой, когда идешь по рыхлому весеннему льду, бывает слышно, как из-под воды колокола звонят. Получается, Чингисы — это наш сибирский Китеж.

— Неужели живых колоколов совсем не сохранилось?


— По одной из версий, самый маленький рабочие увезли на другой берег Оби, на карьер, и он продолжал звонить. Эхо дальнего звона подхватила молва. Люди говорили, что заглушить голос колоколов невозможно.
Но председатель сельсовета был далек от мистики. Он увидел в этом самоуправство, нашел колокол, погрузил в лодку и прилюдно утопил в реке.
И все-таки некоторые осколки сохранились. Большей частью мы их обнаруживали на месте бывших домов. Вероятно, им находили бытовое применение, ведь колокольная бронза уникальна — она тяжелая, не окисляется. Хочется верить, что люди хранили колокола в память о храме, но под тем предлогом, что осколком можно и капусту прижать, и рыболовную снасть отяжелить.
Планируем продолжить поиски, выйти на место старой пристани и найти затонувшую баржу. В прошлом году в школу звонарей поступил ученик — профессиональный дайвер, и мы сразу «забросили удочку». Обсудили возможные варианты. Самое лучшее — погружение в холодное время года, когда вода прозрачная. Хотя прозрачность воды — термин условный, ведь на глубине четырех или семи метров придется работать в кромешной тьме, ползая по дну с металлодетектором. Первое погружение состоится в октябре.

— Но зачем все-таки понадобилось искать эти древние осколки? Что собираетесь с ними делать?


— Игумен Владимир Соколов, руководитель Сибирского центра колокольного искусства, сравнил осколки колоколов с частицами просфоры — освященного хлеба, которые омыты кровью. Их надо вкушать как «пищу нашей истории». Может быть, находки станут музейными экспонатами. А может, пора уже отлить новый чингисский колокол? Осколки войдут в металл, и легенда завершится. Еще одна идея — создать памятник разбитым колоколам, первый в стране. Время покажет.

Экзорцизм и чудотворная заварка


— Школы звонарей сотрудничают с учеными. Почему?


— В Западной Европе кампанология — наука о колоколах — существует уже более 600 лет. В России она стала зарождаться относительно недавно, накануне революции, а потом процесс прервался. В 70-е годы кампанологию начал восстанавливать наш земляк Юрий Пухначев, возглавивший Ассоциацию колокольного искусства России. Историки, математики, физики, химики собрались вместе, и каждый начал исследовать колокола в своей области. Научный подход помогает восстанавливать то, что утрачено.

— С колоколами связано много примет, поверий: их звон изгоняет нечисть, усмиряет метель, исцеляет от болезней. По мнению некоторых исследователей, колокольные вибрации благотворно влияют на человека. Как вы к этому относитесь?


— Средневековые люди обращались за помощью к Богу, поэтому звонили в колокола во время эпидемий чумы или холеры. Возможно, кто-то верил, что звук колокола прогоняет грызунов. Но эта теория пока не находит подтверждения в практике.
Возле нашей звонницы под вагончиком живут крысы, иногда они выходят и слушают наши звоны.
Что же касается мнения исследователей, хотелось бы побольше конкретики. Даже если действительно кто-то в лабораторных условиях открывал споры сибирской язвы, помещал под колокол, это ничего не доказывает. Все-таки есть тонкая грань между верой и наукой — некая сфера, где научные доказательства уже не имеют смысла. Думаю, любое исцеление связано не с предметом или обрядом, а с духовным состоянием человека. Многие врачи, в том числе православные, говорят, что колокольной терапии не существует, но переубедить бывает очень трудно.
Звонит мне однажды девушка и просит: «Можно купить веревку от языка?» Я уже догадываюсь, зачем ей понадобилась веревка — в кипятке заваривать. Что ответить? «Конечно, можно. Только у нас колокола — на металлических тросах, в машинном масле. Сколько сантиметров вам отрубить?» Девушка чувствует, что по рецептуре что-то не совпадает, и торг заканчивается.

— Значит, исцеление звоном — это все-таки миф?


— Для меня колокольный звон — чистая радость. Звонарь возвещает благую весть, но в то же время сам остается на перепутье — между церковью и миром, жизнью и смертью, небом и землей.

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №41 от 12 октября 2016 года

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Еще в сюжете
Похожие новости

Каменную мостовую, построенную в 1910 году, обнаружили в центре Новосибирска на Красном проспекте при снятии асфальта во время дорожных работ. Обычно старинные мостовые скрыты под несколькими толстыми слоями асфальта.

Резонанс
Новости
До старта нового учебного года осталось полторы недели: что происходит на школьных ярмарках? Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №34 от 21 августа 2019 года.
Разговоры о демонтаже скульптурной композиции с четырьмя соболями на Красном проспекте идут почти два года. Недопонятую скульптуру ждут жители Шлюза, но совсем недавно появились и другие желающие. Кольцо на въезде в город со стороны аэропорта Толмачево – еще одно возможное место установки зверей с куполом театра в лапах. А между тем когда-то странная композиция должна была стать фонтаном.

1,4 млн рублей стоит праздничный фестиваль фейерверков на Оби в День города, а сам салют на площади Ленина – 500 тысяч рублей, рассказали VN.ru в департаменте культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска. Мы поговорили с многократным победителем фестивалей фейерверков, от сибирского до международного уровня, генеральным директором компании «Большой Праздник — Сибирь» Сергеем Семеновым о самых дорогих заказах, китайской пиротехнике и о том, почему нельзя поздравлять рожениц салютами.

Возложение цветов к памятнику Александру Покрышкину, вокальные номера и первый в истории области масштабный автопробег на 1000 км в День Российского флага пройдут 22 августа. Начало мероприятий в Новосибирске запланировано в 10.00.
Плетение венков и котлеты из бобов - в Новосибирске прошел фестиваль экологичного образа жизни. В центре города развернулась зеленая ярмарка, где товары только из натуральных продуктов и материалов. А на площадке для гостей -  мастер-классы и  инсталляции из вторсырья.
12 бегунов-пейсмейкеров помогут участникам Сибирского фестиваля бега-2019, который состоится 7 сентября. Пейсмейкеры оказывают бегунам психологическую помощь – задают нужный темп, а после сходят с дистанции. Таких помощников обычно используют при забегах на большие расстояния.