О том, как ловят злостных нарушителей на городских магистралях и почему бабушки портят статистику ДТП, мы поговорили с начальником ГИБДД Новосибирска Евгением Маслюком.
— Евгений Вячеславович, с какими цифрами подходим к этому профессиональному празднику?
— Хотелось бы остановиться на том, что октябрь можно назвать стабильным. Больше всего забот нам принесло окончание лета — это август. Сентябрь был довольно напряженным по количеству ДТП, по пострадавшим в них людям и в том числе по погибшим. Октябрь — он более-менее стабильный, но наступление длинных праздников у Госавтоинспекции вызывает определенную тревогу. Граждане будут отмечать День автомобилиста, и, к сожалению, вынуждены констатировать, что не все проводят этот праздник достойно. Есть шоферы, которые злоупотребляют спиртным, а потом садятся за руль. Я посмотрел статистику прошлого Дня автомобилиста, где буквально за непродолжительное время в Новосибирске было задержано более 120 водителей в состоянии алкогольного опьянения, это достаточно большая цифра.
— А почему так происходит? Автоинспекторы ведь каждый раз несут усиленно службу, и все равно водители выезжают пьяными, попадаются?
— Мое мнение — это безответственность, или надеются, что их не поймают: экипажей ГИБДД мало, мы поедем аккуратно и т. д. Но 2707 водителей в состоянии алкогольного опьянения задержаны за 9 месяцев 2018 года. 364 задержаны повторно за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Много это или мало — судить, наверное, жителям города Новосибирска, но вот такая печальная статистика. Причем вы же видите, Госавтоинспекция не скрывает даты проведения своих мероприятий, а, наоборот, старается предупредить. Может быть, это заставит кого-то задуматься. Количество ДТП со смертельным исходом — это один из факторов, на который мы делаем упор.
— В начале учебного года вы дежурили у школ. Плоды ваш труд принес? ДТП с детьми стало меньше?
— Недавно сложилась тенденция, которую мы стали ломать. Это количество ДТП по вине более взрослого поколения. Почему так получается? Потому что молодежь больше ориентирована на СМИ, сайты, где можно увидеть последствия ДТП. А более старшее поколение менее информировано в этой части. Мы были удивлены, когда количество ДТП с детьми по вине их родителей начало расти, особенно когда это происходило по вине более старшего поколения. Это дедушки, бабушки, которые пренебрегали правилами дорожного движения и переводили детей через очень оживленные потоки дорожного движения. Хотя куда в таком возрасте торопиться? Я не знаю.
— Теперь за езду в состоянии алкогольного опьянения можно угодить и в тюрьму. Такая суровая мера помогает бороться с пьянством за рулем?
— Эта мера однозначно помогает, но, к сожалению, почти 400 водителей с начала года были задержаны повторно за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Для меня это достаточно большая цифра, то есть человека поймали один раз, он уже административно наказан, и его задерживают второй раз за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
— Что грозит за повторное управление авто в пьяном виде?
— Достаточно серьезное наказание, санкции совсем другие: административное наказание и исправительные работы. Но люди об этом не задумываются. А потом, когда его задерживают повторно, он говорит: мне теперь грозят такие большие штрафы, меня могут отстранить от должности... то есть человек начинает по-другому мыслить. Но давайте учиться на ошибках других. Если ты уже один раз оступился, не падай в эту лужу снова!
— А что делаете, если водитель начинает доказывать, что за рулем был трезв?
— Естественно, каждый человек пытается уйти от ответственности. Но часть людей все-таки соглашаются и говорят: да, я нарушил, после суда приду, сдам водительское удостоверение. Буду отдыхать от управления транспортным средством, осознавая, что я сам в этом виноват. Но одна треть пытается найти какие-то уловки, нарушения со стороны инспекторского состава: «Я не управлял, я сидел на заднем сиденье!» Иногда пытаются найти грамотного юриста, но статистика отмены таких материалов очень маленькая. И с нашей стороны проводятся определенные мероприятия. Мы стараемся, чтобы и задержания, и оформление были по правилам. Зачастую инспекторы снимают у нас все на видео, стараемся, чтобы в патрульных машинах был установлен видеорегистратор. Это способствует доказательной базе. Человек пишет досудебную жалобу о несогласии — ему тогда показывают видеоматериал с его неадекватным поведением в том числе. Тогда все вопросы сразу отпадают.
— Как определяют автолюбителя, который будет остановлен?
— Где-то номер грязный, где-то фара не горит. Слишком тонированные машины вызывают вопросы. Либо водитель начинает вести себя не совсем адекватно. Ну и наличие ориентировок играет роль.
— Евгений Вячеславович, а какой автолюбитель вы сами?
— Хочется сказать, что не надо никуда спешить. Я зачастую езжу в автомобиле с семьей, с ребенком и понимаю, что отвечаю за их жизнь.
— Самое яркое ваше воспоминание за время службы?
— О хорошем я говорить не буду: в каждой службе, в каждой работе есть свои положительные моменты. Скажу, что у меня до сих пор не выходит из головы один случай, когда водитель транспортного средства, будучи в состоянии алкогольного опьянения (и это не придуманный факт, говорю вам сразу) совершил наезд на своего ребенка, и это привело к летальному исходу. Вот те его ощущения — как он вел себя, какие эмоции испытывал, — это мне запомнилось надолго. Еще раз говорю: мы не всегда задумываемся о последствиях, а потом это приводит к таким трагическим ситуациям.
— Что пожелаете автомобилистам, какое напутствие дадите накануне профессионального праздника?
— Давать напутствия не то что глупо… Скорее где-то неправильно. Поэтому с наступлением праздника, уважаемые автолюбители, жители Новосибирска! Надеемся, что вы его проведете достойно, в хорошем кругу. Ну и все обойдется без управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения!
Досье. Евгений Маслюк, начальник отдела ГИБДД Управления МВД России по Новосибирску, подполковник полиции, до этого руководил подразделением Госавтоинспекции в Бердске, окончил Санкт-Петербургскую специальную среднюю школу милиции и СибАГС по направлению «юриспруденция».
Цифры. Пять лет назад в Новосибирске было зарегистрировано более 160 случаев с гибелью жертв на дороге, сегодня эта цифра снизилась более чем в два раза.
Факты. Кстати, это интервью мы провели в новом формате. Теперь «Вечерний разговор» можно не только читать, но и смотреть
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №43 от 26 октября 2018 года