Новосибирск 2.4 °C

Лера Авербах вернулась в клетку с милым и горьким названием «Русь». Но не надолго

21.05.2001 00:00:00

 Неделя искусств НГТУ в субботу, 12 мая, получила замечательное продолжение. Всего несколько кресел в конференц-зале остались свободными на встрече с поэтом Валерией Авербах.

Такое стечение публики и необычно, и естественно. Необычно потому, что последнее время литературные вечера не пользовались вниманием новосибирцев, даже если в них участвовали превосходные поэты. Естественно потому, что это имя уже на прошлогодней Неделе искусств привлекло к себе большой интерес. Тогда в Новосибирск приехала мама Валерии Лариса Аркадьевна, которая привезла книги, аудио- и видеозаписи дочери - Леры, как она себя называет, - пианистки, композитора, поэта...

Случайно оказавшись в университетской библиотеке, я услышал доносившиеся из дверей читального зала научных работников звуки рояля. Кто-то здорово играл сонату Листа. Заглянув в зал, я увидел, что десятка два слушателей просматривают видеозапись незнакомой мне пианистки. Игра девушки увлекала не какой-то особой виртуозностью или интерпретаторскими находками, но редкой способностью жить за роялем. Эпизод следовал за эпизодом, как событие за событием. Хорошо знакомая музыка превращалась в приключение.

Можете представить, с каким изумлением узнал я сразу вслед за этим, что та же девушка является плодовитым писателем и композитором. Её симфоническая и камерная музыка неоднократно исполнялась в Америке, а здесь, в зале, были представлены аудиозаписи её стихотворений в исполнении самой Леры и Сергея Юрского, а также большой четырёхсотстраничный том «Сороколуние».

Творческие способности двадцатисемилетней челябинской уроженки, переехавшей десять лет назад в Нью-Йорк, и впрямь поразительна. Стихи Леры привлекают тем же, что и её исполнение. Она позволяет быть - и воплотиться в слове - исключительно многообразному миру. Что с того, что рифмы нестроги и метры невыдержанны, что с того, что та строка кажется вариацией на тему X, другая - на тему Y, третья - на тему Z? Так сбылось! Разве захватывающая своей силой жизнь не допускает ошибок по форме? Зато сколько отрадных новостей приносит содержание! И «руки ручьёв все леса обнимают», и в тишине, «как в омуте ночном, холодной рыбой луна струится», а «солнце смотрит в своё отраженье, свой единственный глаз о воду дробя»...

Едва ли не в каждом стихотворении читатель найдёт строки, которые хочется перечитывать ещё и ещё. А кое-чего мне теперь не забыть, как и поразительного замечания о том, что «память моя прошлую память припоминает»...

Отвечая на вопрос из зала, Лера сказала, что подаренное Америкой чувство свободы кажется ей необходимым для собственного артистического осуществления. При этом она отнюдь не идеализирует американскую действительность, как не приукрашивает и оставленного здесь: «опустевшей клетки с милым и горьким названием «Русь»... Нет, ...К речи знакомой, к речи родимой Уже не ревную. Я не вернусь. Я не вернусь - это стало судьбою: Пасынком там, подкидышем здесь...»

На вопрос, кем она себя больше чувствует: поэтом или музыкантом, Лера отвечала, что это разные вещи: музыкант - всё же профессия, а поэт - это другое.

К слову сказать, и проза Валерии Авербах производит сильное впечатление. Тот же автор - и не тот. Ранняя зрелость. Иные темы, иные чувства, часто - от третьего лица. А «Мысли о времени в «Трамвае Кейджа» - просто драгоценный человеческий документ, вмешиваться в который цитированием я не смею.

Пятнадцать лет назад Сергей Соловьёв - феноменальный поэт, приезжавший к нам тогда из Киева, - говорил мне, насколько поразила его восприимчивость новосибирской публики. Что ж, очень хочется, чтобы почувствовала наш город своим и Лера Авербах - как артист, как поэт и музыкант.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: