Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Театральный роман композитора

08.06.2001
Бенефис Юрия Юкечева, композитора, профессора Новосибирской консерватории, заслуженного деятеля искусств России, «Человека года-97», в «Старом доме» назывался «Звуки, рожденные рампой...». Вообще-то, бенефисы - привилегия актерская, и бенефис композитора - большая редкость. Хотя почему бы и нет - человек Юрий Павлович театральный, написал музыку к полусотне спектаклей, работал со всеми драматическими театрами города...
Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Бенефис Юрия Юкечева, композитора, профессора Новосибирской консерватории, заслуженного деятеля искусств России, «Человека года-97», в «Старом доме» назывался «Звуки, рожденные рампой...». Вообще-то, бенефисы - привилегия актерская, и бенефис композитора - большая редкость. Хотя почему бы и нет - человек Юрий Павлович театральный, написал музыку к полусотне спектаклей, работал со всеми драматическими театрами города... И начинал как композитор он тоже с музыки театральной.

Роман с театром «завязался» три десятка лет назад. Юкечеву тогда было 15, он учился в музыкальном училище в Луцке, и друг попросил написать 15-минутный номер, музыкальную композицию «Скованные одной цепью...» для дипломной работы знакомой девочки, которая училась на балетмейстера в Москве.

- В центре там был любовный треугольник, - вспоминает композитор, - двое мужчин, одна женщина, причем женский образ негативный, «женщина с когтями», но любовь есть любовь. Забегая вперед, скажу, что, когда все благополучно закончилось, музыка понравилась, девочка получила свои пять баллов, я включил эту любовную тему в сочинение, которое посвятил своему учителю, профессору Оресту Евлахову. Музыка пережила мое детство, с этого момента я и отсчитываю свою композиторскую биографию.

Первым драматическим спектаклем была «Двенадцатая ночь» Шекспира в ТЮЗе в постановке Энтина. Было это уже в 81-м - в «новосибирский период» композитора. В Новосибирскую консерваторию он распределился после окончания Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова. Так тут и остался:

- Хотя думал, что отработаю и убегу, - признается Юрий Павлович. - В архитектурном плане Новосибирск и Петербург совершенно несопоставимы. Увидев здесь одну-единственную деревянную церковь, студию кинохроники в соборе, обшарпанное и полуразрушенное здание консерватории и деревянный дом, в котором предстояло жить, решил, что не останусь ни за что.

Но столица Сибири подкупила своим музыкальным потенциалом - столичные коллеги жаловались, что по пять лет ожидают исполнения собственных сочинений, а он имел великолепную возможность одновременно создавать и слышать себя - он писал музыку, и она звучала.

Работа над «Двенадцатой ночью», вспоминает композитор, была сложной. Феномен «театральная музыка» пришлось осваивать на практике. Он приносил темы, режиссер их возвращал: «Музыка хорошая, но камерная, не то». Наконец вариант был найден.

- До сих пор не могу объяснить словами, что значит театральная музыка - но это обязательно яркость, плакатность. В камерной можно увлечься тонкостью фактуры, там есть время на развитие, а тут время сжато до предела. Музыка должна держать мизансцену, иногда создать акцент, чтобы зритель обратил внимание. Театральная музыка ситуативна - иногда она выходит на первый план, иногда сходит на нет. Очень важно, какой диалог - громкий или шепот, от этого тоже будет зависеть музыка, и то, из которой точки и с какой динамикой она будет звучать. В театре много подсказывает глаз, не случайно еще Стравинский говорил, что музыку надо видеть. На своей первой работе в театре я все это понял. На мой сегодняшний вкус, там было слишком много разного, но я честно делал то, что хотел режиссер.

Потом приходилось работать со многими режиссерами, своими и приглашенными, - Львом Беловым, Дмитрием Масленниковым, Александром Нордштремом, Изяславом Борисовым, Семеном Верхградским, Вадимом Цхакая и другими.

- Спектакли - как дети, - говорит композитор, - всех их любишь. Хотя, конечно, понимаешь, уровень разный, смысловая нагрузка, сценическая жизнь, личные затраты. Помню, делали один очень скромный спектакль по рассказу Николая Самохина «Наследство», уговорили автора переделать его в пьесу. Спектакль получился тонкий, со скрытым лиризмом. Сам Самохин тоже присутствовал на репетициях. До этого я с ним не общался, и воспоминания остались на всю жизнь. Так же было, когда с Сашей Плитченко общались, вместе писали гимн клуба «Зажги свечу». Личностей, излучающих тепло, не так много.

С «японским» спектаклем «Проклятие меча», знаковым в репертуаре «Старого дома», тоже была своя история. Задачей композитора было, избежав прямых цитирований, передать общую атмосферу, создать дух Японии. И ему это удалось - точность попадания признали даже сами японцы, когда спектакль вывозился на гастроли.

Вряд ли стоит лишний раз повторять, что в музыке - ее сочинении, исполнении, преподавании - вся жизнь композитора, и творческих планов столько, что не на одну жизнь хватит.

- Это увлекательно, это напряженно, будит фантазию, держит в форме, - говорит он.

***

Что же касается самого бенефиса, то общим настроением он походил на бенефицианта - камерностью, деликатностью, лиризмом и отсутствием шумных шоу. Первую часть вечера составили музыкально-пластические фрагменты из спектаклей, вторую - концертная программа.

Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Как известно, язык приспосабливается под запросы большинства его носителей. Накануне Дня славянской письменности редакция VN.ru изучила, какие новые словоформы появились в нашей речи с приходом эры интернета, и с чем это может быть связано. «Дружочек», «пивасик», «годовасик» и «человечек» - мы собрали слова, от которых начинается нервный тик.
Торжественное награждение финалистов областного конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года»-2019 второй раз прошло в Новосибирске. Лучшим воспитателем жюри признало музыкального руководителя Анну Петрову из детского сада №21 Новосибирска.

Носятся по этажам, выбегают на недостроенные балконы, кидают сверху мусор – дети на Затулинском жилмассиве Новосибирска облюбовали для игр недостроенную высотку, сообщили местные СМИ. Этим заинтересовались в прокуратуре.
Мама-утка бросила выводок птенцов у Димитровского моста в Новосибирске. Как пояснили эксперты, птица испытала большой стресс из-за автотранспорта и потому улетела. Утят пришлось спасать волонтерам.
«До сих пор не могу поверить, что все это происходит с моей семьей», - говорит Александр Охотин, 25-летний житель Бердска Новосибирской области. Он стал знаменит в одночасье после скандала с начмедом бердской ЦГБ Надеждой Шахатовой.
Споры о том, какая из библиотек области старше всех, не умолкают. Первые сибирские книгохранилища выживали в экстремальных условиях: кочевали по особнякам и квартирам, закрывались по финансовым причинам, страдали от пожаров и дождей, но вновь и вновь распахивали двери для читателей. С почетном списке долгожителей — библиотеки имени Толстого, Чехова, Гоголя... Однако не многие знают, что самая старая библиотека Западной Сибири находится в Куйбышеве (прежнее название города — Каинск). Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №21 от 22 мая 2019 года.