Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Театральный роман композитора

08.06.2001
Бенефис Юрия Юкечева, композитора, профессора Новосибирской консерватории, заслуженного деятеля искусств России, «Человека года-97», в «Старом доме» назывался «Звуки, рожденные рампой...». Вообще-то, бенефисы - привилегия актерская, и бенефис композитора - большая редкость. Хотя почему бы и нет - человек Юрий Павлович театральный, написал музыку к полусотне спектаклей, работал со всеми драматическими театрами города...
Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Бенефис Юрия Юкечева, композитора, профессора Новосибирской консерватории, заслуженного деятеля искусств России, «Человека года-97», в «Старом доме» назывался «Звуки, рожденные рампой...». Вообще-то, бенефисы - привилегия актерская, и бенефис композитора - большая редкость. Хотя почему бы и нет - человек Юрий Павлович театральный, написал музыку к полусотне спектаклей, работал со всеми драматическими театрами города... И начинал как композитор он тоже с музыки театральной.

Роман с театром «завязался» три десятка лет назад. Юкечеву тогда было 15, он учился в музыкальном училище в Луцке, и друг попросил написать 15-минутный номер, музыкальную композицию «Скованные одной цепью...» для дипломной работы знакомой девочки, которая училась на балетмейстера в Москве.

- В центре там был любовный треугольник, - вспоминает композитор, - двое мужчин, одна женщина, причем женский образ негативный, «женщина с когтями», но любовь есть любовь. Забегая вперед, скажу, что, когда все благополучно закончилось, музыка понравилась, девочка получила свои пять баллов, я включил эту любовную тему в сочинение, которое посвятил своему учителю, профессору Оресту Евлахову. Музыка пережила мое детство, с этого момента я и отсчитываю свою композиторскую биографию.

Первым драматическим спектаклем была «Двенадцатая ночь» Шекспира в ТЮЗе в постановке Энтина. Было это уже в 81-м - в «новосибирский период» композитора. В Новосибирскую консерваторию он распределился после окончания Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова. Так тут и остался:

- Хотя думал, что отработаю и убегу, - признается Юрий Павлович. - В архитектурном плане Новосибирск и Петербург совершенно несопоставимы. Увидев здесь одну-единственную деревянную церковь, студию кинохроники в соборе, обшарпанное и полуразрушенное здание консерватории и деревянный дом, в котором предстояло жить, решил, что не останусь ни за что.

Но столица Сибири подкупила своим музыкальным потенциалом - столичные коллеги жаловались, что по пять лет ожидают исполнения собственных сочинений, а он имел великолепную возможность одновременно создавать и слышать себя - он писал музыку, и она звучала.

Работа над «Двенадцатой ночью», вспоминает композитор, была сложной. Феномен «театральная музыка» пришлось осваивать на практике. Он приносил темы, режиссер их возвращал: «Музыка хорошая, но камерная, не то». Наконец вариант был найден.

- До сих пор не могу объяснить словами, что значит театральная музыка - но это обязательно яркость, плакатность. В камерной можно увлечься тонкостью фактуры, там есть время на развитие, а тут время сжато до предела. Музыка должна держать мизансцену, иногда создать акцент, чтобы зритель обратил внимание. Театральная музыка ситуативна - иногда она выходит на первый план, иногда сходит на нет. Очень важно, какой диалог - громкий или шепот, от этого тоже будет зависеть музыка, и то, из которой точки и с какой динамикой она будет звучать. В театре много подсказывает глаз, не случайно еще Стравинский говорил, что музыку надо видеть. На своей первой работе в театре я все это понял. На мой сегодняшний вкус, там было слишком много разного, но я честно делал то, что хотел режиссер.

Потом приходилось работать со многими режиссерами, своими и приглашенными, - Львом Беловым, Дмитрием Масленниковым, Александром Нордштремом, Изяславом Борисовым, Семеном Верхградским, Вадимом Цхакая и другими.

- Спектакли - как дети, - говорит композитор, - всех их любишь. Хотя, конечно, понимаешь, уровень разный, смысловая нагрузка, сценическая жизнь, личные затраты. Помню, делали один очень скромный спектакль по рассказу Николая Самохина «Наследство», уговорили автора переделать его в пьесу. Спектакль получился тонкий, со скрытым лиризмом. Сам Самохин тоже присутствовал на репетициях. До этого я с ним не общался, и воспоминания остались на всю жизнь. Так же было, когда с Сашей Плитченко общались, вместе писали гимн клуба «Зажги свечу». Личностей, излучающих тепло, не так много.

С «японским» спектаклем «Проклятие меча», знаковым в репертуаре «Старого дома», тоже была своя история. Задачей композитора было, избежав прямых цитирований, передать общую атмосферу, создать дух Японии. И ему это удалось - точность попадания признали даже сами японцы, когда спектакль вывозился на гастроли.

Вряд ли стоит лишний раз повторять, что в музыке - ее сочинении, исполнении, преподавании - вся жизнь композитора, и творческих планов столько, что не на одну жизнь хватит.

- Это увлекательно, это напряженно, будит фантазию, держит в форме, - говорит он.

***

Что же касается самого бенефиса, то общим настроением он походил на бенефицианта - камерностью, деликатностью, лиризмом и отсутствием шумных шоу. Первую часть вечера составили музыкально-пластические фрагменты из спектаклей, вторую - концертная программа.

Резонанс
Новости
Номерные знаки по новому ГОСТу начнут выдавать в России с 1 января 2019 года, говорится в приказе Росстандарта. Изменения в первую очередь затронут мотоциклетные номера – они станут меньше в размерах. Знаки для праворульных авто примут форму, приближенную к квадрату.
Незаконные действия при переезде в Австрию стали поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Натальи Юрченко – супруги бывшего губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, который ранее также получил приговор.
Лягушку с необычайно ярко-желтым окрасом встретили на улице жители Новосибирска.   Специалисты предположили, что земноводное мимикрировало под цвет осенних листьев.
На Михайловской набережной Оби появится «Комната запахов». Так архитекторы проекта называют небольшую площадку под открытым небом, которая находится в парке «Городское начало». Вокруг нее высадили ароматные растения.
Новосибирская команда рискует установить антирекорд КХЛ. За восемь первых матчей команда не набрала ни очка. В клубе поменяли главного тренера, расстались с несколькими игроками, однако все тщетно. В чем причины ужасного старта – в материале VN.ru.

Отец шестерых малолетних детей ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности по их воспитанию, не заботился и часто избивал. Именно горе-родитель признан виновником пожара, который унес жизни его детей. После трагедии циничный папаша сбежал в Москву для участия у телешоу.