Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Прорыв в XXI век: это когда в Новосибирске при помощи «мышки» переводят стрелки в Карасуке

03.11.2000
Для многих читателей будет неожиданным тот факт, что на фоне перманентного российского кризиса есть у нас отрасли, шагающие в ногу с мировым временем. И более того - нередко это время опережающие.Речь о железной дороге.Именно в этой сфере наши технологические достижения сравнимы с западными, коль мы любим сравнивать. Попробуем убедиться в этом сами.

 Для многих читателей будет неожиданным тот факт, что на фоне перманентного российского кризиса есть у нас отрасли, шагающие в ногу с мировым временем. И более того - нередко это время опережающие.

Речь о железной дороге.

Именно в этой сфере наши технологические достижения сравнимы с западными, коль мы любим сравнивать. Попробуем убедиться в этом сами. Наш собеседник - главный инженер Западно-Сибирской железной дороги Аркадий Иванович Андреев.

- Вы, может быть, удивились, но даже в такой упорядоченной отрасли, как наша, везение - немаловажный фактор успеха. На наше счастье, в регионе существуют два отраслевых института - в Новосибирске и Омске, кроме того, ряд исследовательских учреждений, потенциал которых мы можем привлечь, например СибНИА (авиация и железная дорога ближе друг другу, чем кажется). Мы активно пользуемся этим потенциалом, особенно в последние три года. В 1999 году только на разработку новых технологий (это, так сказать, только мыслительный процесс, без закупки и установки новейшего оборудования) мы истратили 27 миллионов рублей - по нынешним временам сумма немалая.

Аркадий Иванович Андреев

 - Из того, что внедрено в последнее время, какая разработка вам представляется наиболее масштабной, революционной что ли?

- Бесспорно, это Единый дорожно-диспетчерский центр. Мне как-то пришлось встречаться с немецкими коллегами, это было во Франкфурте-на-Майне. То, что создали мы, намного рациональней и эффективней. Подобный центр в России есть еще только на Восточно-Сибирской дороге.

- Что из себя представляет Единый дорожно-диспетчерский центр? В чем его преимущество?

- Прежде у диспетчера лежал на столе вот такой график исполненного движения, где фиксировались станции, через которые следует поезд, и время.

Теперь этот график ведется автоматически, мы видим, как движется каждый поезд в режиме реального времени. При помощи компьютеров мы контролируем огромное пространство. Мы видим каждый поезд, знаем его основные параметры.

А главное - система обеспечивает более высокий уровень безопасности движения, не позволяет человеку ошибиться.

- Помню, в семидесятые годы из-за ошибки произошла страшная катастрофа: пассажирский поезд Новокузнецк - Москва врезался в грузовой, набирающий скорость на маленькой станции...

...Да, был такой случай на Свердловской дороге. Новая система как раз и делает невозможными подобные катастрофы. Ситуацию на всей дороге контролирует квалифицированный персонал, находящийся в Новосибирске.

Теперь, кстати, на некоторых участках дороги мы можем переводить стрелки при помощи компьютерной мышки.

Отпала и необходимость держать диспетчеров в Омске, Барнауле - их всех собрали в Новосибирске.

Кроме того, диспетчер теперь может оперативно решить любой вопрос, связанный с графиком движения поездов. Точная своевременная информация - меньше сбоев, больше выгоды.

- В последнее время идет триумфальное шествие новейших средств связи по железной дороге.

- Да, действительно, мы освоили волоконно-оптическую связь. Между крупными городами теперь имеется 1830 каналов оптоволоконной связи. Связь качественная, чистая. Внедрение этой связи началось с создания единого диспетчерского центра, который не смог бы существовать без современной связи. А теперь мы можем проводить телеконференции (здесь мы, кстати, первые в МПС) и можем, в случае чего, всегда взглянуть друг другу в глаза.

Любопытные изменения произошли в подходах к обслуживанию локомотивного хозяйства. Мировой опыт (а связано это с развитием диагностики) показывает, что обслуживать технику нужно исходя из ее состояния, а не пробега.

Как ни странно, мы воспользовались опытом авиаторов - может, видели: в СибНИА висят на растяжках самолеты и постоянно раскачиваются - так выявляют трещины, определяют срок службы узлов.

Подобным способом мы определяем долговечность вагонных тележек при помощи диагностического оборудования, разработанного в Омске.

Для нас это особенно важно: локомотивный парк - наша основная головная боль.

- Для сибиряков, наверное, сейчас не менее важно поддерживать путевое хозяйство...

- Думаю, что да. Здесь мы имеем достойный уровень. На станции Промышленной (Кузбасс) впервые в России внедрено новейшее оборудование по восстановлению рельсов. Производитель - фирма «Жейсмар». Российские коллеги дали ему высокую оценку.

В общем, у нас довольно много технологических новинок, о которых подробно сейчас говорить сложно, - газетного номера не хватит. Наше довольно мощное дорожно-проектное конструкторское бюро разработало и внедрило множество образцов оснастки для ремонта путейской техники: создано рабочее место энергодиспетчера - на основе микропроцессорной техники, и, что очень важно, специалисты дороги совместно с учеными Академии железнодорожного транспорта разработали систему вождения поездов по энергооптимальным траекториям, что дало мощный экономический эффект.

- То есть можно уверенно сказать, что Западно-Сибирская железная дорога - одна из ведущих не только в России, но и в мире?

- Смотря под каким углом смотреть. Немцы гордятся своей программой Интерсити (скоростное движение по железным дорогам). Во многих странах культура производства повыше, чем у нас. Посмотришь на французскую шпалу из бука - красота. Как будто лаком покрыта. У нас - сосновая, попроще будет. Да и скоростные достижения, помимо Москвы и Ленинграда, России пока не по плечу. Может, это и к лучшему - российские дороги по статистике самые безопасные в мире. А здесь все имеет значение: и наша традиционная дисциплина, и скоростной режим. О технологиях мы уже говорили.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
23.07.2019 Видео
В Новосибирскую область возвращаются дожди. С середины недели в регион вновь придет циклон, который принесет с собой сильные ливни. Синоптики уже назвали июль-2019 рекордсменом по количеству выпавших осадков.

В топ-300 наиболее дорогих для проживания городов мира попала столица Сибири. Что касается российского аналога рейтинга, то здесь Новосибирск и вовсе расположился в первой десятке. Список городов по стоимости жизни опубликовало аналитическое агентство Numbeo.

Зрелище не для слабонервных увидели новосибирцы вечером 22 июля – мотоциклист получил серьезные травмы на Бугринском мосту. Фото с пострадавшим облетело соцсети и привело зрителей в удручающее состояние.
Строительство первой в Новосибирске 150-метровой 45-этажки согласовано в мэрии города. Здание будет расположено рядом с театром «Глобус» между Октябрьской магистралью, улицами Коммунистическая и Каменская.
Самодельные лекарства и выброшенные медкарты. В Управлении Росздравнадзора по Новосибирской области подвели итоги первого полугодия. Эксперты проверяли больницы, поликлиники и частные центры. Результаты – несколько сотен правонарушений и миллионные штрафы.
Венки из цветов, хлеб без дрожжей и коллективные танцы. Пить, курить, ругаться матом и есть мясо нельзя. Зато можно отведать вкуснейшего кваса, походить босиком и станцевать в хороводе с сотнями людей, облаченных в традиционные наряды Руси. Как развлекаются на фестивале родной культуры «Родники» – в фоторепортаже VN.ru.