Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Фонд с большой дороги

28.12.2000
...Bдруг ни с того, ни с сего «пошел процесс», как говорил один наш неоклассик, по созданию господином Волотовским и иже за ним так называемого технического отдела Территориального дорожного фонда...На сей раз сие творение было призвано заменить целую специализированную дорожную организацию с 60-летним опытом и вымести из кресла её тогдашнего руководителя.

 За последние пять лет дорожники области добились вполне ощутимых результатов своей деятельности. Собственно говоря, факт выживания и сохранения полной боеспособности дорожной отрасли в столь непростую экономическую эпоху сам по себе может рассматриваться как немалое достижение, но и в дополнение к нему список введенных в эксплуатацию за это время объектов составляет не одну страницу текста.

Сегодня в области полными темпами идет активное строительство новых дорог и обновление уже существующих. Регулярно и в возрастающих объемах поступает федеральное финансирование целевых дорожных программ и важнейших объектов, таких, как трасса Новосибирск-Колывань-Томск и северный обход Новосибирска. При этом нынешняя областная администрация и региональный государственный заказчик - Территориальное управление автомобильных дорог рассматриваются федеральными органами как надежные деловые партнеры: иначе на уважающей себя отдельно взятой российской территории и быть не может.

Тем не менее до недавнего времени в области продолжало активное функционирование того, что известный литературный персонаж именовал «тяжелым наследием царского режима». Об оставивших его конкретных «царях» местного розлива умолчим, хотя бы потому, что в политическом плане они уже никому не интересны. А вот на их придорожное наследство стоит посмотреть поближе.

В середине девяностых годов писком российской экономической моды считалось создание структур, работающих с многострадальными к тому времени отечественными финансами по принципу рекламно знаменитых прокладок «Always» с плюсом. Впитывает такая контора, к примеру, целевые внебюджетные финансы - и сколько ее потом ни отжимай, даже силовыми органами, вошедшие в нее рубли уже не вернуть. Организация зачетно-суррогатных схем, позволивших отдельным россиянам неправедно наварить в мутном бульоне реформ немалые персональные состояния, разведение всевозможных посредников при взимании платежей, в том числе налоговых - все это, и не только оно, осуществлялось во многом благодаря подобным злокачественным точкам нашей экономики.

Структура такого типа существовала все эти годы и у дорожников - речь идет о Территориальном дорожном фонде под руководством энергичного представителя «новой волны» российского бизнеса Андрея Волотовского.

Логика отцов-основателей этой организации дорожникам, да и не только им, была непонятна, можно сказать, изначально. Основу внебюджетного финансирования дорожной отрасли составляют налоговые поступления, сбором которых ведает региональная налоговая инспекция - профессиональная «контора государева», пользующаяся в любой отрасли полным доверием. Вопросами распределения денег по конкретным объектам, строго на конкурсной основе, распоряжается государственный заказчик - Территориальное управление автомобильных дорог как структурное подразделение областной администрации. И вот в эту ясную и не дающую возможности увода денег «налево» схему по распоряжению сверху встраивается фонд-«прокладка».

И начинается то, что должно было начаться. Господин Волотовский и его команда разворачиваются, начинают свою аккумулирующую деятельность - и все большее число дней в жизни дорожников начинают становиться критическими. А события первых же месяцев существования фонда не оставили сомнений в том, ради чего он создавался. Ребеночек оказался зубастым и целенаправленным в своих действиях, предпринимаемых отнюдь не в мирных целях. Изучение некоторых из них продолжается и сегодня, в том числе и правоохранительными органами.

Год 1997-й. Впервые в области предпринята попытка полномасштабного передела дорожной собственности в интересах вполне конкретной группы лиц. Ее глава, бывший шеф господина Волотовского в муниципальных органах власти, ныне активно действующий в новосибирском нефтяном бизнесе, решил свалить руководителя крупнейшей подрядной дорожно-строительной организации ОАО «Новосибирскавтодор», одного из ведущих дорожников области Владимира Смирнова. Атака, проводившаяся при непосредственном участии Территориального дорожного фонда, была отбита, что называется, «на грани» - в «Новосибирскавтодоре» до сих пор весьма эмоционально вспоминают те дни, напоминавшие оборону Брестской крепости.

Чем могла грозить смена власти в данном случае? «Новосибирскавтодор» имеет 34 филиала во всех районах области, и от его работы напрямую зависят доходы тысячи жителей региона и все районные бюджеты. Владимир Смирнов - дорожник, что называется, от бога, уважаемый коллегами за честность и принципиальность, в том числе и в финансовых вопросах. В то же время стоящая за господином Волотовским не то чтобы золотая, но озолотившаяся «бизнес-молодежь» неоднократно в приватных беседах заявляла, что мараться в дорожном строительстве и ремонте она не намерена. Нам бы, дескать, только порулить немалыми денежными потоками, проходящими через «Новосибирскавтодор», а кто при этом захочет, тот пусть и попробует в этом режиме построить.

Не вышло. Обломилось. Не по зубам оказался матерый сибирский дорожный медведь насевшей на него компании. Но битым, как известно, неймется.

Еще момент: вдруг ни с того, ни с сего «пошел процесс», как говорил один наш неоклассик, по созданию господином Волотовским и иже за ним так называемого технического отдела Территориального дорожного фонда. В принципе при нашей демократии любой начальник имеет право родить отдел - у иных руководителей таких родов на счету не меньше, чем у матерей-героинь. Но на сей раз сие творение было призвано заменить целую специализированную дорожную организацию с 60-летним опытом и вымести из кресла её тогдашнего руководителя, заслуженного строителя России Александра Булгакова.

Как хорошо по этому поводу заметил сам Булгаков: «Лично я пока не видел ни одного километра дороги, построенного бухгалтером». Александр Иванович, у которого на личном счету не одна сотня построенных километров, как в воду глядел: чуть-чуть бы везения этим предприимчивым ребятам, и ездить бы нам по бумажным дорогам с канцелярским покрытием. Но снова прошлись по хитромудрым идеям дорожным катком специалисты отрасли, отбили наезд - и канул технический отдел в известном только его создателям направлении...

«Сухой» счет в пользу дорожников - обидно, понимаешь, да? К тому же совсем некстати грянула смена губернатора области. Старая администрация была почти идеальным прикрытием для деятельности господина Волотовского и иже за ним - достаточно сказать, что серьезных проверок Территориального дорожного фонда не было аж с 1995 года. И наши герои пошли в отчаянную контратаку.

С начала этого года в одной из малотиражных новосибирских газет открылась постоянная рубрика по дискредитации теперь уже государственного заказчика - Территориального управления автомобильных дорог. Расчет прост и понятен - если в кресло начальника этой структуры сядет свой человек, то концы, скажем так, деликатных операций фонда с дорожными деньгами будут скрыты навсегда. Плюс к тому успех операции сулил контроль над всеми финансовыми поступлениями в дорожную отрасль области, а это сегодня сотни миллионов рублей.

Грязь лилась еженедельно и методично - в основном высосанная из пальцев и иных частей тела постоянного автора публикаций и его заказчиков. Но, увы, не выгорело и здесь - новая команда областной администрации сумела оперативно разобраться в реальном положении дел, и словесная кампания закончилась пшиком. В итоге новоявленные бизнес-короли в конечном итоге отступились от дорожных организаций. Разумеется, с хорошей миной, прикрывающей хилые результаты: дескать, не нам грязь месить да асфальт укладывать. В принципе они и правы - на их век привычных для деятелей такого профиля дебетов-кредитов и дутых схем с конкретными процентами более чем хватит.

Впрочем, оставались и другие методы присасывания к дорожным деньгам: не отмыванием, так подкатыванием.

Подводной лодкой в сибирских болотах всплыла некая фирма по имени «ОРТЭК» (не путать с созвучным пионерлагерем). Контора эта с ходу влезла в долги перед фондом господина Волотовского (читай: перед дорожниками области) на более чем в сто миллиардов неденоминированных рублей - кутить, так кутить!

Интересно, что в течение нескольких лет дебиторская задолженность «ОРТЭКа» перед дорожниками в лице Территориального дорожного фонда не звучала: знали о ней только господин Волотовский и посвященные им в эту тайну лица. Но в 1999-м, когда на горизонте замаячили очередные выборы и настала пора совмещать пресловутые концы и воду для их припрятывания, она скромно явилась дорожному миру: мелким шрифтом в самом низу страницы под непритязательным литером «дополнительные поступления в Территориальный дорожный фонд» - так, мелочь на канцелярские скрепки для дружественной коммерческой структуры... А знающим людям несложно увязать факт данного кредитования с процессом скандального «приобретения» акций «Новосибирскэнерго», в котором «ОРТЭК» принимал самое непосредственное участие: откуда брались деньжишки? Сегодня ответ очевиден - с большой дороги, вестимо...

То, как и с чьего благословения «гуляли» государственные дорожные деньги, имеющие целевой внебюджетный характер, привлекло внимание Управления Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском Федеральном округе. Как и следовало ожидать, возбуждено уголовное дело N 14995 по факту отчуждения в 1997 году пакета акций «Новосибирскэнерго» в пользу ОАО «ОРТЭК». Пока что остается ждать результатов расследования - какие еще любопытные моменты там откроются?

Но вне зависимости от того, что еще всплывет при разборе деятельности фонда, уже сегодня необходимо оценить целесообразность существования в нашей области подобных учреждений, созданных как инструмент для передела собственности и не совсем прозрачных финансовых операций. Надо сказать, что прецеденты здесь уже известны: в соседних регионах такие структуры просуществовали недолго и были выжжены каленым административным железом.

Меньше посреднического народа - больше кислорода в экономике: докатившись до кризисного дна и сменив управление, мы вплотную подошли к этой элементарной премудрости. И можно только приветствовать реальную деятельность нынешнего губернатора и его команды по наведению порядка в том непростом наследии, которое им досталось. А за господина Волотовского и иже с ним переживать не стоит - такие люди обычно и в огне закона не горят, и в болоте реформ не тонут.

Резонанс
Новости
12.12.2017 ПОЛИТИКА
Впечатлениями о Новосибирске и регионе в целом поделился врио губернатора Андрей Травников по время большой пресс-конференции 12 декабря. Руководителю региона удается совмещать знакомство с достопримечательностями города с чрезвычайно плотным рабочим графиком.  
Девять девушек из Новосибирска доказали, что женщина за рулем – не примат с оружием, а самый настоящий профи, который даст фору многим мужчинам. Девушки гоняли на картинге, сдавали экзамен ПДД и переодевались на скорость на заднем сидении автомобиля. Одержала победу несравненная Лена-мотор.
ЧП с маленьким ребенком произошло в Искитимском районе Новосибирской области. Поздно вечером в субботу, девятого декабря, автомобилисты заметили на обочине улицы Кооперативная поселка Чернореченский полураздетую девочку.
Выходные с авантюристами. Премьера комедии в театре «Красный факел» прошла с аншлагом. Корреспондент «Новостей ОТС» Екатерина Киселева – о том, почему каждый актер по природе авантюрист.
12.12.2017 фото
Крупнейший киберспортивный турнир SFG Champions League в четвертый раз определил сильнейших игроков Сибири. Киберспорт набирает обороты – в этом году призовой фонд турнира составил 100 тысяч рублей. По сколько часов в день проводят ребята за мониторами и как перевести на русский язык игровой сленг, куда потратят выигрыш и сколько лет самому молодому геймеру Новосибирска? Подробнее в материале VN.ru.
12.12.2017 Видео
В Новосибирском зоопарке имени Ростислава Шило новые обитатели - земляные волки. От глаз посетителей и журналистов новички еще прячутся, зато старожилы пережидают мягкую зиму на открытом воздухе. Как новосибирская фауна готовится к заморозкам, узнали корреспонденты ОТС.