Новосибирск 11.6 °C

Фонд с большой дороги

28.12.2000 00:00:00

 За последние пять лет дорожники области добились вполне ощутимых результатов своей деятельности. Собственно говоря, факт выживания и сохранения полной боеспособности дорожной отрасли в столь непростую экономическую эпоху сам по себе может рассматриваться как немалое достижение, но и в дополнение к нему список введенных в эксплуатацию за это время объектов составляет не одну страницу текста.

Сегодня в области полными темпами идет активное строительство новых дорог и обновление уже существующих. Регулярно и в возрастающих объемах поступает федеральное финансирование целевых дорожных программ и важнейших объектов, таких, как трасса Новосибирск-Колывань-Томск и северный обход Новосибирска. При этом нынешняя областная администрация и региональный государственный заказчик - Территориальное управление автомобильных дорог рассматриваются федеральными органами как надежные деловые партнеры: иначе на уважающей себя отдельно взятой российской территории и быть не может.

Тем не менее до недавнего времени в области продолжало активное функционирование того, что известный литературный персонаж именовал «тяжелым наследием царского режима». Об оставивших его конкретных «царях» местного розлива умолчим, хотя бы потому, что в политическом плане они уже никому не интересны. А вот на их придорожное наследство стоит посмотреть поближе.

В середине девяностых годов писком российской экономической моды считалось создание структур, работающих с многострадальными к тому времени отечественными финансами по принципу рекламно знаменитых прокладок «Always» с плюсом. Впитывает такая контора, к примеру, целевые внебюджетные финансы - и сколько ее потом ни отжимай, даже силовыми органами, вошедшие в нее рубли уже не вернуть. Организация зачетно-суррогатных схем, позволивших отдельным россиянам неправедно наварить в мутном бульоне реформ немалые персональные состояния, разведение всевозможных посредников при взимании платежей, в том числе налоговых - все это, и не только оно, осуществлялось во многом благодаря подобным злокачественным точкам нашей экономики.

Структура такого типа существовала все эти годы и у дорожников - речь идет о Территориальном дорожном фонде под руководством энергичного представителя «новой волны» российского бизнеса Андрея Волотовского.

Логика отцов-основателей этой организации дорожникам, да и не только им, была непонятна, можно сказать, изначально. Основу внебюджетного финансирования дорожной отрасли составляют налоговые поступления, сбором которых ведает региональная налоговая инспекция - профессиональная «контора государева», пользующаяся в любой отрасли полным доверием. Вопросами распределения денег по конкретным объектам, строго на конкурсной основе, распоряжается государственный заказчик - Территориальное управление автомобильных дорог как структурное подразделение областной администрации. И вот в эту ясную и не дающую возможности увода денег «налево» схему по распоряжению сверху встраивается фонд-«прокладка».

И начинается то, что должно было начаться. Господин Волотовский и его команда разворачиваются, начинают свою аккумулирующую деятельность - и все большее число дней в жизни дорожников начинают становиться критическими. А события первых же месяцев существования фонда не оставили сомнений в том, ради чего он создавался. Ребеночек оказался зубастым и целенаправленным в своих действиях, предпринимаемых отнюдь не в мирных целях. Изучение некоторых из них продолжается и сегодня, в том числе и правоохранительными органами.

Год 1997-й. Впервые в области предпринята попытка полномасштабного передела дорожной собственности в интересах вполне конкретной группы лиц. Ее глава, бывший шеф господина Волотовского в муниципальных органах власти, ныне активно действующий в новосибирском нефтяном бизнесе, решил свалить руководителя крупнейшей подрядной дорожно-строительной организации ОАО «Новосибирскавтодор», одного из ведущих дорожников области Владимира Смирнова. Атака, проводившаяся при непосредственном участии Территориального дорожного фонда, была отбита, что называется, «на грани» - в «Новосибирскавтодоре» до сих пор весьма эмоционально вспоминают те дни, напоминавшие оборону Брестской крепости.

Чем могла грозить смена власти в данном случае? «Новосибирскавтодор» имеет 34 филиала во всех районах области, и от его работы напрямую зависят доходы тысячи жителей региона и все районные бюджеты. Владимир Смирнов - дорожник, что называется, от бога, уважаемый коллегами за честность и принципиальность, в том числе и в финансовых вопросах. В то же время стоящая за господином Волотовским не то чтобы золотая, но озолотившаяся «бизнес-молодежь» неоднократно в приватных беседах заявляла, что мараться в дорожном строительстве и ремонте она не намерена. Нам бы, дескать, только порулить немалыми денежными потоками, проходящими через «Новосибирскавтодор», а кто при этом захочет, тот пусть и попробует в этом режиме построить.

Не вышло. Обломилось. Не по зубам оказался матерый сибирский дорожный медведь насевшей на него компании. Но битым, как известно, неймется.

Еще момент: вдруг ни с того, ни с сего «пошел процесс», как говорил один наш неоклассик, по созданию господином Волотовским и иже за ним так называемого технического отдела Территориального дорожного фонда. В принципе при нашей демократии любой начальник имеет право родить отдел - у иных руководителей таких родов на счету не меньше, чем у матерей-героинь. Но на сей раз сие творение было призвано заменить целую специализированную дорожную организацию с 60-летним опытом и вымести из кресла её тогдашнего руководителя, заслуженного строителя России Александра Булгакова.

Как хорошо по этому поводу заметил сам Булгаков: «Лично я пока не видел ни одного километра дороги, построенного бухгалтером». Александр Иванович, у которого на личном счету не одна сотня построенных километров, как в воду глядел: чуть-чуть бы везения этим предприимчивым ребятам, и ездить бы нам по бумажным дорогам с канцелярским покрытием. Но снова прошлись по хитромудрым идеям дорожным катком специалисты отрасли, отбили наезд - и канул технический отдел в известном только его создателям направлении...

«Сухой» счет в пользу дорожников - обидно, понимаешь, да? К тому же совсем некстати грянула смена губернатора области. Старая администрация была почти идеальным прикрытием для деятельности господина Волотовского и иже за ним - достаточно сказать, что серьезных проверок Территориального дорожного фонда не было аж с 1995 года. И наши герои пошли в отчаянную контратаку.

С начала этого года в одной из малотиражных новосибирских газет открылась постоянная рубрика по дискредитации теперь уже государственного заказчика - Территориального управления автомобильных дорог. Расчет прост и понятен - если в кресло начальника этой структуры сядет свой человек, то концы, скажем так, деликатных операций фонда с дорожными деньгами будут скрыты навсегда. Плюс к тому успех операции сулил контроль над всеми финансовыми поступлениями в дорожную отрасль области, а это сегодня сотни миллионов рублей.

Грязь лилась еженедельно и методично - в основном высосанная из пальцев и иных частей тела постоянного автора публикаций и его заказчиков. Но, увы, не выгорело и здесь - новая команда областной администрации сумела оперативно разобраться в реальном положении дел, и словесная кампания закончилась пшиком. В итоге новоявленные бизнес-короли в конечном итоге отступились от дорожных организаций. Разумеется, с хорошей миной, прикрывающей хилые результаты: дескать, не нам грязь месить да асфальт укладывать. В принципе они и правы - на их век привычных для деятелей такого профиля дебетов-кредитов и дутых схем с конкретными процентами более чем хватит.

Впрочем, оставались и другие методы присасывания к дорожным деньгам: не отмыванием, так подкатыванием.

Подводной лодкой в сибирских болотах всплыла некая фирма по имени «ОРТЭК» (не путать с созвучным пионерлагерем). Контора эта с ходу влезла в долги перед фондом господина Волотовского (читай: перед дорожниками области) на более чем в сто миллиардов неденоминированных рублей - кутить, так кутить!

Интересно, что в течение нескольких лет дебиторская задолженность «ОРТЭКа» перед дорожниками в лице Территориального дорожного фонда не звучала: знали о ней только господин Волотовский и посвященные им в эту тайну лица. Но в 1999-м, когда на горизонте замаячили очередные выборы и настала пора совмещать пресловутые концы и воду для их припрятывания, она скромно явилась дорожному миру: мелким шрифтом в самом низу страницы под непритязательным литером «дополнительные поступления в Территориальный дорожный фонд» - так, мелочь на канцелярские скрепки для дружественной коммерческой структуры... А знающим людям несложно увязать факт данного кредитования с процессом скандального «приобретения» акций «Новосибирскэнерго», в котором «ОРТЭК» принимал самое непосредственное участие: откуда брались деньжишки? Сегодня ответ очевиден - с большой дороги, вестимо...

То, как и с чьего благословения «гуляли» государственные дорожные деньги, имеющие целевой внебюджетный характер, привлекло внимание Управления Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском Федеральном округе. Как и следовало ожидать, возбуждено уголовное дело N 14995 по факту отчуждения в 1997 году пакета акций «Новосибирскэнерго» в пользу ОАО «ОРТЭК». Пока что остается ждать результатов расследования - какие еще любопытные моменты там откроются?

Но вне зависимости от того, что еще всплывет при разборе деятельности фонда, уже сегодня необходимо оценить целесообразность существования в нашей области подобных учреждений, созданных как инструмент для передела собственности и не совсем прозрачных финансовых операций. Надо сказать, что прецеденты здесь уже известны: в соседних регионах такие структуры просуществовали недолго и были выжжены каленым административным железом.

Меньше посреднического народа - больше кислорода в экономике: докатившись до кризисного дна и сменив управление, мы вплотную подошли к этой элементарной премудрости. И можно только приветствовать реальную деятельность нынешнего губернатора и его команды по наведению порядка в том непростом наследии, которое им досталось. А за господина Волотовского и иже с ним переживать не стоит - такие люди обычно и в огне закона не горят, и в болоте реформ не тонут.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: