Вряд ли кто из современных россиян не знаком с трогательной историей явления в мир Бога, совершившегося в простоте и тишине вифлеемской пещеры, или, по-другому, вертепа. Вообще-то слово вертеп в нынешнем понимании звучит не совсем благозвучно. Оно и понятно, ведь палестинские пещеры-вертепы, где вынуждены были остановиться Иосиф Обручник и Дева Мария, не только служили убежищем для скота от непогоды, но были также местом обитания разбойников. Неприглядную окраску этому слову дал Сам Спаситель, когда, изгоняя торговцев из храма, сказал: «Дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников». Отсюда и пошла ассоциация слова вертеп с чем-то неблагочестивым.
Но у православных христиан вертеп всегда воспринимался, как пещера, в которой родился Христос. Украшая вертепами рождественские елки, сооружали их из различных подручных средств: вырезали из картона, выпекали из теста, склеивали из бумаги. С вертепом и бумажной звездой обычно колядовали дети во время святок - 11 дней от Рождества до крещенского сочельника (а не до Крещения, как обычно пишут в публикациях на святочные темы). Ребятишки ходили по домам, пели рождественские песни - коляды - и получали за это угощенье.
Вообще-то рождественские коляды имеют глубокие языческие корни. Под влиянием римского языческого праздника календ на Руси зародились зимние коляды - обряд похорон Зимы и встречи Солнца в дни зимнего солнцеворота. С принятием христианства коляды трансформировались в рождественско-святочное колядование. Но языческий дух этого праздника был настолько ощутим, что патриарх Иоаким в 1684 году издал указ, запрещающий святочные игрища, назвав их беснованием, вводящим христиан в душепагубный грех. После неудачных попыток запрета языческих традиций, церковь решила направить их в христианское русло. С тех пор и появились рождественские песнопения - колядки, с которыми дети и молодежь ходят по домам и славят Христа.
Этот обычай сохранился до сих пор на Украине и в некоторых городах европейской части России. Возрождается он и в Новосибирске. В прошлом году группа молодых православных прихожан Вознесенского собора со своими детьми в течение святок ходили по квартирам знакомых и поздравляли их с наступившим Рождеством. Возможно, будет повторение и в этом году. В святки, наступающие уже в сам праздник Рождества Христова, принято ходить друг к другу в гости и вообще веселиться.
К сожалению, веселые святочные дни до сих пор омрачаются еще одним отголоском языческих времен. Если на Новый год люди бесхитростно загадывают свои желания, то в святки уже принято гадать. Совершенно непонятно, почему для гадания народ выбрал именно святки - святые дни. Ворожба и гадание в христианстве считаются одним из самых страшных грехов, гадать же в святые рождественские дни - грех сугубый. И если Бог, по милосердию Своему, не всегда наказывает за это (по крайней мере в этой жизни), то уж точно отворачивает от грешников Свое лицо. Стоит ли после этого удивляться, что наши желания, загаданные на Новый год, редко сбываются?