Новосибирск 2.3 °C

Сначала были строители

11.01.2001 00:00:00

 Новосибирскому метрополитену - 15 лет. А до этого был напряженный труд метростроителей. Организацией всей этой многосложной работы занималась дирекция строительства метрополитена.

Первый пусковой комплекс Новосибирского метрополитена в 1985 году представлял собой 5 станций метрополитена и тоннели длиной 8 км.

27 декабря 1985 г. был подписан государственной комиссией акт о приемке в эксплуатацию первого пускового участка от ст. «Красный проспект» до ст. «Студенческая» в составе 5 станций, электродепо «Ельцовское» и инженерного корпуса. Следующий пусковой комплекс Дзержинской линии «Пл. Гарина-Михайловского» и «Сибирская» был введен в декабре 1987 года, спустя два года.

В июле 1991 года была введена в эксплуатацию станция «Площадь Маркса», а в марте 1992 года еще две станции (это уже 4-й пусковой комплекс): ст. «Гагаринская» и ст. «Заельцовская».

Параллельно в 1989 году начали строить вторую очередь. В 1990 г. целиком освободили ул. Гоголя, перенесли движение троллейбусов на параллельную улицу Крылова и начали работу на ст. «Маршала Покрышкина» и дальше на ст. «Березовая роща» и ст. «Гусинобродская». В состав 2-й очереди входят три станции и перегоны протяженностью 4,82 км.

В составе 2-й очереди мы должны построить перегоны до ст. «Березовая роща». Но из-за постоянного государственного недофинансирования выполнение этих работ затянулось.

 Что нового внедрено за это время у нас? Еще на первом пусковом комплексе, на перегоне между ст. «Октябрьская» и «Речной вокзал», в вентиляционной камере на пикете 98 мы установили открытый образец экспериментального вентилятора ВВО-21Р. Он разработан в лаборатории рудничной аэродинамики Института горного дела, возглавляет которую профессор, доктор технических наук Нестор Никитович Петров. Экспериментальные вентиляторы установлены на новой линии до ст. «Маршала Покрышкина». Они эффективнее, мощнее, требуют меньшей площади для установки, потребляют меньше электроэнергии, и самое главное, удобнее в эксплуатации. Автоматика позволяет им работать в режиме реверса на нагнетание воздуха и на вытяжку.

В 1992 году на строительстве перегона ст. «Красный проспект» - ст. «Гагаринская» наши путейцы уложили опытный участок лежневого пути. Это новая технология, ноу-хау в подземном метростроении. Вместо шпал рельсы были смонтированы на железобетонные лежни. Новая технология укладки рельсов значительно снизила вибрацию от метропоездов. Разработал новую технологию профессор, доктор технических наук из ВНИИЖТа (Всероссийского института инженеров железнодорожного транспорта) Николай Дмитриевич Кравченко.

Железобетонные лежни устанавливаются в тоннеле на специальные резиновые клинья, которые вместе с массой самого лежня обеспечивают гашение вибрации. Лежень 2,22 м длины сечением 0,63х0,26 м. Сейчас междурельсовое пространство позволяет очень удобно работать путевым рабочим, сечение лотка свободно, можно при желании по тоннелю на велосипеде прокатиться, шпал ведь нет.

Новый метод и технология укладки рельсов на бетонные лежни подходит и для управления пассажирских перевозок мэрии (начальник В.И. Новоселов). При ремонте трамвайных путей возможно использование его на практике, при этом срок службы ж/б лежней в трамвайном пути достигает 50 лет, тогда как путь из шпал приходит в негодность через 5 лет. Кроме экономии средств и комфортности, новый лежневый метод укладки пути позволяет увеличить межремонтные сроки в 10 раз.

Сейчас на промежуточном пусковом участке мы применим автоматизированную систему управления и все управление движением поездов переводим на компьютерную технику. Контроль за движением электропоездов, за пассажирами, за сантехническими устройствами, вентиляцией, буквально все будет компьютеризировано. Для систем связи будет использован оптико-волокнистый кабель, который позволит вести переговоры сотням абонентов, не мешая друг другу.

Многое изменилось и в использовании отделочных материалов. Кроме традиционных мрамора и гранита, стали использовать на отделке потолков такие материалы, как люксор, люксолан, разделка швов ведется специальным составом «Кальматрон».

За прошедшее время был разработан проект 2-й очереди строительства. Был разработан рабочий проект продления Ленинской линии от ст. «Площадь Маркса» до ст. «Площадь Станиславского».

У нас прошел экспертизу проект продления Дзержинской линии от ст. «Гусинобродской» до ст. «Доватора» с электродепо «Волочаевское», на месте вещевого рынка. Разработано и утверждено ТЭО (технико-экономическое обоснование) 3-й линии метро в Ленинском районе.

В этом году, в мае, было принято решение о вводе новой станции «Маршала Покрышкина». Мы с этим справились. Станция вошла в состав действующих на пороге нового тысячелетия. Особенно помог в организации и четком выполнении намеченного плана руководитель штаба по строительству новой станции первый заместитель мэра Владимир Николаевич Шумилов.

Поздравляю всех с юбилеем!

Г. РУЗАЕВ, начальник МП «УЗСПТС».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: