— Юрий Григорьевич, одно из направлений работы вашего ведомства — госавианадзор. Какая проблема сегодня самая актуальная?
— Наше управление контролирует соблюдение законодательства России, в том числе международных договоров в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства РФ и его аэронавигационного обслуживания, осуществляет надзор за деятельностью в сфере транспортной безопасности.
Транспорт — это всегда повышенная опасность, поэтому и проблем обычно много. Сейчас на первый план выходит тема использования беспилотных летательных аппаратов, которых у населения становится все больше. Многие запускают их, не имея разрешения, часто во время праздников, над большим скоплением людей или над сложными техническими объектами. Между тем беспилотные летательные аппараты, выполняющие полеты без разрешения, создают угрозу другим воздушным судам, могут не только вести фото и видеосъемку, но и доставлять взрывные устройства. Поэтому просто так запускать их нельзя. А наказание сегодня незначительное — штраф 3 тысячи рублей. В 2018 году выявлено 26 случаев, когда владельцы беспилотных летательных аппаратов нарушили порядок использования воздушного пространства. Мы выступили с инициативой ужесточить российское законодательство по отношению к таким нарушителям, вплоть до уголовной ответственности.
— Несколько лет назад много говорили о том, что в России летают в основном на устаревших лайнерах. Наверное, поэтому, когда приземляется самолет, в салоне раздаются овации благодарных пассажиров. Как сейчас обстоят дела с обновлением?
— В последние годы все крупные авиакомпании, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки с территории СФО в российские и зарубежные города, обновили свой парк. Приобретаются новые воздушные суда зарубежного и отечественного производства. Но есть и малые авиакомпании, которые выполняют полеты по Сибири. У них самолеты с большим сроком эксплуатации. Но все они прошли процедуры сертификации на соответствие требованиям воздушного законодательства РФ.
— Как сейчас обстоят дела с аэропортами?
— Состояние искусственных взлетно-посадочных полос порой оставляет желать лучшего. Проверки показали, что на их покрытии бывают серьезные дефекты, а это опасно. Обнаружив такие проблемы, мы выдаем предостережения о их недопустимости и требования устранить нарушения в определенный срок. Обязательно потом контролируем их выполнение. Недавно, например, на севере Иркутской области пришлось приостановить работу аэропорта.
— Проводятся ли проверки в учебных центрах — как обучают летчиков?
— Мы регулярно проверяем авиационные учебные центры, в которых летчики и технический персонал проходят переподготовку и обучение. Нередко выявляем нарушения. По следам наших проверок Росавиация вводила ограничения, а порой и приостанавливала деятельность учебных центров. Ведь от профессионализма летчиков зависит безопасность полетов. Одной из последних проверок было выявлено множество нарушений. В частности, не в полном объеме соблюдались условия подготовки пилотов на частных самолетах.
Если рейс задержали, багаж потеряли
— В последнее время нередко задерживают рейсы, особенно чартерные. Или мест для всех пассажиров в самолете не хватает. Наказывают ли авиакомпании за такое?
— Увеличилось число жалоб от пассажиров на авиакомпании, которые некачественно оказывают услуги. В случае задержки рейса или его отмены по вине перевозчика авиакомпания обязана организовать для пассажиров в аэропортах бесплатные услуги. Если ожидание длится более двух часов, должны обеспечить прохладительными напитками. Если более четырех часов — горячим питанием: каждые шесть часов днем и каждые восемь — ночью. Пассажирам с детьми до семи лет предоставить комнату матери и ребенка. При задержке рейса более восьми часов днем и более шести ночью разместить в гостинице. Большинство авиакомпаний сегодня эти требования выполняют.
Острой проблемой в последнее время стал овербукинг. Это когда некоторые авиакомпании продают больше билетов, чем в самолете есть мест. Они это делают для того, чтобы обезопасить себя от потери денег и «перевозки воздуха», в случае если некоторые пассажиры в последний момент откажутся от поездки, опоздают на рейс и так далее. Ожидается принятие закона о привлечении к ответственности авиакомпаний, которые применяют овербукинг. Сейчас особое внимание на внутренних и международных воздушных перевозках уделяется инвалидам и больным людям.
— Недавно произошло несколько терактов за рубежом. И снова возникает вопрос: насколько безопасен в этом плане наш пассажирский транспорт?
— Помимо надзора в сфере гражданской авиации, наше ведомство также контролирует транспортную безопасность на железнодорожном, водном, автомобильном транспорте и метрополитене. Во время проверок выявляем большое количество нарушений. Больше всего проверок приходится на автомобильный транспорт как на самый массовый — в городе и при междугородных перевозках. Поэтому здесь выявляем наибольшее число нарушений. В салонах автобусов не ведется видеонаблюдение, часто отсутствует информация о правилах транспортной безопасности для пассажиров. Необходимо добиваться, чтобы собственники выполняли все требования транспортной безопасности.
Поэтому сотрудники нашего управления разъясняют владельцам транспорта действующее законодательство, выносят предостережения, потом — предписания об устранении нарушений. Сумма административных штрафов может достигать 100 тысяч рублей.
— Президент РФ рекомендует «не кошмарить» малый бизнес. В то же время безопасность — важный аспект. Как же это совместить?
— Напомню, государственный надзор обеспечивает транспортную безопасности, включая воздушные, наземные, подземные и речные перевозки. Речь идет о безопасности услуги, а это в том числе жизни людей. Но согласен, есть вопросы, поэтому и проводится реформа контрольно-надзорной деятельности, суть которой в том, чтобы снизить количество проверок там, где это возможно. В соответствии с новыми требованиями субъекты относят к высокому, значительному, среднему и низкому риску. Для субъектов, отнесенных к низкому риску, существенно уменьшается количество проверок.