Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Директор музея рассказал, как снимался в кино с Алексеем Булдаковым

10.04.2019
Светлана Фролова
Директор музея рассказал, как снимался в кино с Алексеем Булдаковым
Сергей Дубровин был ведущим актером Одесского русского театра, играл Хлестакова. Фото Алексея Танюшина и предоставлено автором
В 1988 году на экраны кинотеатров Советского Союза вышел фильм Одесской киностудии «Ожог» — криминальная драма с Алексеем Булдаковым и Людмилой Гурченко. Одну из главных ролей в этой картине сыграл Сергей Дубровин, в то время молодой артист, а сегодня директор Новосибирского государственного художественного музея, худрук Новосибирского классического театра, актер, режиссер. Обозреватель «Советской Сибири» поговорил с Сергеем Дубровиным о том, как меняется мир с течением времени.

«Меня потрясла Гурченко…»

— В фильме было три главных персонажа, которых играли Гурченко, Булдаков и ваш покорный слуга. В ту пору я был ведущим актером Одесского русского театра, играл Хлестакова, и меня попросили подыграть Наталье Стриженовой, дочери Олега Стриженова, ее, к сожалению, сейчас уже нет, — рассказывает Сергей Дубровин. — Интересно, что на мою роль тогда уже был утвержден Галибин, и, когда он в «Глобусе» был главным режиссером, я ему как-то даже сказал: «Ты знаешь, я у тебя роль забрал!» И он ответил: «Да, знаю». Кстати, еще Андрей Болтнев пробовался на главную роль — ту, что сделал в итоге Булдаков. Но утвердили все-таки Алексея. Просто Булдаков мужик такой, и ситуация там заводская. А у Андрея другая фактура, для этой роли не очень подходящая.

Если говорить о партнерах, меня больше всего, конечно, Гурченко потрясла. Никак такого от нее не ожидал, она ведь на экране всегда «на пружинах» и прочее, играет всегда экспансивных персонажей, и вдруг передо мной человек безмерно интеллигентный и корректный. Мы с ней делали сцену допроса. А я-то кто был тогда? Да пацан. А она интересовалась моим мнением, что-то уточняла. Я даже опешил! Думал, что Гурченко будет такой фифой, а оказалось — ничего подобного!Ну а с Булдаковым что? Когда он работал в Павлодаре, в Томске, я в то время уже служил в «Красном факеле». Кто для меня тогда был этот Булдаков? Он тогда своего генерала еще не сыграл. Так что мы с ним разговаривали совершенно на равных. К тому же разница у нас с ним по возрасту небольшая.

— «Ожог» — это история о двойной морали, о перестроечных временах, когда разочарованные в Советском Союзе люди уже иначе смотрели на все, что происходит вокруг. И вели себя соответствующе. Например, легко уходили в криминал. Герой Булдакова ведет двойную жизнь. С одной стороны, у него успехи на заводе, он примерный семьянин; с другой — имеет двух любовниц. А как у нас сейчас с моралью? Что-то изменилось?

— Сейчас стало намного хуже. Те проблемы, которые есть в этом фильме, они «человечные» — их еще можно было решить. А сегодня, мне кажется, все это уже перешло за грань. Сейчас мораль, скорее всего, отсутствует вовсе. Вернее, в разных пластах нашего общества она разная: одним доступна одна мораль, другим — другая, третьим — третья. Это очень печально. Потому что это может привести к крайне негативным последствиям для нашего Отечества.

— Но вы-то в фильме играете настоящего героя, который что-то пытается исправить, очень человечного милиционера, который вникает глубоко в каждую историю, все у него под контролем.

— Гурченко после просмотра фильма сказала: «Единственный, на кого можно смотреть в этом фильме, — это Дубровин». Шутила.

— В начале фильма есть момент, когда машина с пивом переворачивается...

— Как-то раз, мне тогда было 16 лет, я видел, как на площади Кирова разворачивалась огромная машина — бочка с вином, упала, и вино из нее вылилось. Было шесть утра, люди шли на работу. Этот момент помню хорошо. Кто-то бежал с ковшиком, наливал в ведро, кто-то кричал: «Отойди, это моя лужа!» Так что было много всякого и в советское время.

— Ну, может, и было, но не каждый день же… Сейчас-то сплошь и рядом.

— Мы с вами уже говорили о морали. В принципе, лучше вообще о ней не говорить. Все упирается в первую очередь в образование. Угроблено было образование. Все видели и понимали, что надо уходить от двойной морали, от той лжи, которая была. Но рушить-то страну было зачем? Ведь 99 процентов населения проголосовали за сохранение Советского Союза. И что мы сегодня видим? Прибалтика, Украина, про Среднюю Азию вообще молчу... А сколько горя, слез, беды это принесло! Лучше не думать, во всяком случае сейчас.


«Мастера уходят. И это печально»

— Алексей в своем творчестве был искренен и порядочен. И это самое главное. Он ничего из себя не строил, делал то, что ему природа дала. Сказать, что он был какой-то такой великий актер — этого не скажу. Но он знал, чего хочет, и это делал, был убедителен и эмоционален. О фильме: не считаю подлецом героя Булдакова. Это заблудившийся человек, заблудившийся сам в себе, как чеховский дядя Ваня. Он не понимает, что он хочет и что ему надо. И в этом человеческая драма. Но интересно то, что время идет, а ничего, в сущности, не меняется. Люди такими и остаются. И современность «Ожога» сегодня именно в этом — все те же проблемы живут в нас.

— Система Станиславского теряет свои позиции на сцене, а, например, Булдаков ею владел в полной мере.

— Он попал на «Беларусьфильм» и там закрепился, начал сниматься. Простое русское, славянское лицо со всеми вытекающими. Кажется, что там особенного? Но это было профессионально и достойно. А вот уходить в таком возрасте обидно. Много чего не сделано еще. Во всяком случае, воспоминания об этом человеке добрые, а поскольку была совместная работа — вдвойне. Фильм «Ожог» часто показывали, а потом он постепенно сошел на нет. Да и кино того времени большей частью уже ушло. Мы ведь теперь знаем только шедевры — из тех, которые остались.

— Чем современное российское кино отличается от того, в котором снимались вы?

— Может показаться, что меня мучает ностальгия, но я не думаю, что это так. Большая часть того, что делалось тогда, и нам казалось, что это средний уровень, на фоне современного кино выглядит почти монументально. Та мощная когорта советских актеров, человек триста, если говорить только о мужчинах, — Борисов, Папанов, Леонов и прочие — сейчас таких актеров уже вообще нет. И никогда уже не будет. Даже Женя Миронов — замечательный актер, работает органично, убедительно, но это другая весовая категория. Вот таких, как Миронов, было тогда человек двести, снимающихся в кино. А вот тех, кого было сто, тридцать, двадцать, — такого калибра сейчас и вовсе уже нет. То же самое происходит сегодня и в театре. Там еще страшнее процесс. Потому что изжит институт главных режиссеров. Ведь раньше нельзя было спутать омский, куйбышевский, свердловский театры, потому что каждый из них имел свое лицо. А все потому, что в каждом были свои лидеры. А сегодня часто непонятно, в каком театре я нахожусь, потому что везде одни и те же режиссеры, одни и те же пьесы. И один и тот же пошлый язык.

— Вот и Данелия ушел.

— Да, поколение уходит, мастера уходят… И это очень печально.

СПРАВКА

Фильм «Ожог» — криминальная драма 1988 года выпуска. Снят по мотивам «Записок рабочего человека» Владимира Леоновича. Режиссер — Геннадий Глаголев, сценаристы — Михаил Кураев, Владимир Леонович.
В ролях: Алексей Булдаков, Людмила Гурченко, Сергей Дубровин, Галина Яцкина, Валерий Ивченко, Наталья Попова, Александр Калугин, Екатерина Зайцева, Анна Гуляренко и другие.

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №15 за 10 апреля 2019 года

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости

В кинотеатре «Победа» прошел специальный показ фильма, зрителями которого стали юные новосибирские спортсмены. Сеанс для молодых фигуристов организовало региональное отделение партии «Единая Россия».

Резонанс
Новости
Международная выставка «Сибирская строительная неделя - Siberian Building Week 2020» начала свою работу в МВЦ «Новосибирск Экспоцентр». В рамках этого события состоится III международный форум дизайнеров и архитекторов Сибири. Это крупнейший отраслевой проект, в 2019 году собравший в Новосибирске около 2000 участников и 25 спикеров из Европы и России.
17.02.2020
Теплые дни и ночи всю неделю, снег каждый день – карта погоды на неделю 17-23 февраля в Новосибирске. Синоптики не исключают утренние туманы и гололедицу.
Разбили стекла и фары, выломали двери, проткнули колеса старенькой «Девятки» хоккеисты «Сибири». Перформанс сняли на видео в честь выхода команды в плей-офф впервые за три сезона.
Весны не ждать, а ремонтировать растущие ямы на дорогах уже сейчас. Губернатор Новосибирской области Андрей Травников в ходе оперативного совещания в региональном правительстве потребовал срочно приступить к ямочному ремонту дорог, не дожидаясь весны.
Полгода в Афганистане воевал житель Доволенского района Дмитрий Шабалдин. Ему тогда было 18, молодого парня готовили на снайпера. Ребятам говорили, что они будут миротворцами, обещали, что служить будут за границей. Лишь когда «ИЛ-76» приземлился в Афганистане, стало понятно, какую «заграницу» им обещали.
Все трое судей 7 сезона шоу «Голос.Дети» - Баста, Полина Гагарина и Валерий Меладзе - повернулись к юной исполнительнице песни Сергея Шнурова «Лабутены». 10-летняя Лиза Сметанникова из Новосибирска «зажгла» зал, но вызвала негодование среди комментаторов шоу в сети.