Обойти истребитель по часовой стрелке. От кабины до хвоста и обратно. Проверить, в каком положении люки. Не подтекает ли топливо и гидросмеси. Осмотреть все до мелочей и убедиться, что на пути нет посторонних предметов. Это неизменный ритуал, без которого пилот не поднимет машину в небо, говорит летчик-испытатель Новосибирского авиазавода Валерий Поташов. Сегодня он сядет за штурвал нового Су-34, чтобы на разных высотах протестировать сверхзвуковую технику на прочность. На минимальных и максимальных скоростях.
«Вот у нас эксплуатационная перегрузка семь. Семь единиц. Чувствуешь, когда пилотируешь. Семерочку то. О! Семьсот килограммов на тебя воздействуют. Нормально приходится. Иногда даже без перегрузочного костюма!», – говорит заслуженный летчик-испытатель, Герой России Валерий Поташов.
Валерию Серпионовичу скоро 69 лет. Из них 48 он в авиации. Родился в поселке Урожайный Тюменской области. В школе на уроках начальной военной подготовки увидел плакат с изображением самолета МИГ-15 БИС. И… стал грезить о небе. Завораживали названия деталей: шпангоуты, нервюры, элероны… Парень поехал в Чернигов сдавать экзамены в летное училище, но не прошел отбор. Вернувшись домой, записался в областной аэроклуб. Руководитель местного совхоза хотел удержать юношу на земле (у Валерия были права профессионала-шофера третьего класса). Предлагал работу и новую технику.
«Конечно, заманчиво все было. К технике я неравнодушен. Конечно, где-то и родителям ведь можно помочь. Я говорю, нет! Я буду поступать. Директор школы тоже мне говорит, что давай я помогу тебе в сельхозинститут на факультет механизации поступить. Я говорю, нет! Я буду поступать в летное училище! Он мне сказал: «Дурак!», – вспоминает с улыбкой Валерий Поташов.
В 67-ом благодаря тюменскому аэроклубу Валерий поступил в Барнаульское летное вне конкурса. В авиационном вузе большое внимание уделяли физподготовке. Занимались на спецснарядах для тренировки вестибулярного аппарата, но некоторым курсантам, в том числе Поташову, этих нагрузок было мало. Однажды парни написали рапорт начальнику: «Разрешите нам вставать не в шесть, а в пять утра, чтобы сначала отправляться на пробежку, а потом приходить на зарядку». На второй год обучения – специализация. Конструкция самолета, аэродинамика, устройство двигателя.
Реактивный Л-29 чехословацкого производства – самый массовый учебно-тренировочный самолет в мире. Точно такая же машина появилась в Барнаульском училище в конце 60-ых годов. Интересно, что первым курсантом, который сам поднял ее в небо, был Валерий Поташов.
В Барнауле Валерий Серпионович летал в одном экипаже с Александром Руцким, будущим Героем Советского Союза и знаменитым политическим деятелем. Впоследствии освоил бомбардировщик ИЛ-28 и сложный в управлении ЯК-28. На нем же, став пилотом-инструктором, обучал курсантов. В 80-ом году, после службы в полку ВВС на Балтике, он пришел на завод имени Чкалова – проводить испытания истребителей.
Валерий Поташов стал Героем Российской Федерации. Фото пресс-службы Кремля
Час в небе – и новый Су-34 под управлением новосибирца благополучно приземлился. По словам Валерия Поташова, сверхзвуковые машины тестируют не только в воздухе, но и на земле. Во время рулежки. Проверяют тормоза. До отправки в войска истребитель поднимают в небо, как минимум, семь раз. Иногда случаются аварии. Однажды у «сушки» отвалилась бронеплита, защищающая топливную систему и гидроавтоматику.
«Бронеплита, она
Бронеплита пробила обшивку, но не задела двигатель. Командир воздушного судна благополучно посадил машину. Другое происшествие случилось в Черняховске Калининградской области. Загорелся хвост. Пришлось катапультироваться. Истребитель упал в двухстах метрах от школы. Никто не пострадал. В практике Валерия Серпионовича была еще одна авария над Восточной Сибирью. Пожар в двигателе. Тушили, но без толку. По инструкции, через 40 секунд надо покинуть самолет. Проходит минута, две, пять… Наш земляк в кабине. В итоге он дотянул до аэродрома и спас боевую технику. За мужество и героизм, проявленный при испытаниях, ему присвоили звание Героя России. По словам коллег, Валерий надежен в воздухе, и на земле. Помогает товарищам. Не забывает пилотов, которые навсегда ушли в небо.
«Он знает всех пофамильно. Кто когда родился. Или, если это погибшие люди, кто когда погиб. Эти вещи он нам всегда напоминает и всегда участвует в жизни не только нас, но и в жизни, например, вдов. Поздравляет с восьмым марта вдов летчиков-испытателей, штурманов-испытателей. Оказывает какую-то помощь, в том числе финансовую», – сообщил летчик-испытатель Дмитрий Чукланов.
У него четверо детей. Кто в Новосибирске, кто в Москве. Дома ждет кошка-долгожитель Алиса (ей 21 год!) и жена Галина Федоровна. Она же – коллега Валерия Серпионовича. На заводе имени Чкалова заведует здравпунктом летно-испытательной станции. В 2018-ом супруги отметят серебряную свадьбу.
«Времени свободного практически не бывает. В основном мы, конечно, любим путешествовать. Практически не бывает нас в субботу воскресенье. Если мы не выезжаем на дачу, идем в бассейн. Либо мы уезжаем в Томск, в Новокузнецк, Бийск, на Алтай», – говорит жена Валерия Поташова Галина Поташова.
В России Валерий Поташов – самый опытный летчик, тестирующий сверхзвуковые машины. Он ушел бы на пенсию, но кто заменит? Молодые пилоты, как правило, идут в транспортную авиацию. Перевозить грузы. Быть испытателями – а это, по мнению аса, сложнее и престижнее – хотят не многие.