Для
Десятки мужчин и женщин в платках и косоворотках, с красными знаменами и лукошками, бросают зерна в борозду и затем, как десятки лет назад, тянут за собой борону. Молитвы отца Александра и святая вода. Так стартовал проект «Праздник Нового хлеба» – реконструкция старинного обряда, приуроченного к окончанию сева и сбору урожая. Проект разработан Социально-культурным центром Кыштовского района при поддержке Министерства культуры Новосибирской области и областного Дома народного творчества.
С песнями и молитвами – на посевную
Сегодня – его первый этап: «Поле в красной косынке». Люди собрались отовсюду – из Кыштовки, Колбасы, Усманки, Николаевки, Камышинки, Еремино, Альменево, Орловки и не только. В душегрейках, фуфайках, сапогах и цветастых платках (судя по всему, по моде второй половины сороковых, запечатленной в «Кубанских казаках»), и, конечно, красных косынках и национальных костюмах они собираются на площади Красных партизан. В центре – соха (предоставленная краеведческим музеем). Соху чествуют давно ставшими народными песнями сороковых-пятидесятых, здесь де – красно-молоткастые знамена и транспаранты «Будет хлеб – будет и песня», «Хлеб – всему голова».
Соху тянут редактор газеты и заведующий Большереченским СДК
Колонна участников идет к автобусу: там – поле фермера Филоненко, где будут чествовать уже «бороздыньку». Выгрузились и той же колонной, с песней «Мы – пионеры, дети рабочих», с флагами и гармонью – к полевому стану.
Перед тем как пойти к борозде – борщ: ведь известно – как поешь, так и поработаешь. На столе – да, пластиковые тарелки и стаканчики, но есть и крынка, и здоровенный водогрейный агрегат (выпущен в 1981 году, но вполне потянет и на 60-70 гг.). Еда – национальная: тут тебе и сало, и огурцы. Есть чем и душу согреть.
В вышиванках и косоворотках – и районное руководство, и гости праздника: чтобы лучше почувствовали атмосферу «нового хлеба». В лукошки насыпают пшеницу: первые борозды отвели главе района Николаю Кузнецову, рядом – председатель райсовета Андрей Щевровский и глава Кыштовского сельсовета (в чьих границах находится это поле) Николай Шипчин. Следом – представители национальностей, проживающих в районе. Это русские, татары, эстонцы, белорусы, чуваши, украинцы. Словом, «люди, которые знают цену словам «мир, дружба, родина, хлеб», как сказала ведущая праздника Людмила Дурнева.
Мода 50-х возвращается
«Ну, с Богом!» – сеятели пошли по полю: разбрасывают зерно, а следом – двое, впрягшиеся в борону. И за спинами – гармонь и песни: тут тебе и «выходил на поля молодой агроном» и «хлеб всему голова».
«Давайте помолимся за хороший урожай» – обратился к людям отец Александр. И над полем несутся слова молитвы… «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»…
«Ну, теперь не меньше 50 центнеров с гектара получим», – Николай Кузнецов хотя и шутит, но надеется что урожай с «реконструкторского поля» будет самым настоящим.
Ведь это условие продолжение проекта: следующим его этапом (в сентябре) будет Праздник первого снопа (все по старине – серпами). Тогда символом будет уже не соха, а сноп. Участники соберут урожай, возьмут на память его колосья, а, смолов муку, испекут свои национальные хлеба. Третий этап – межрайонный фестиваль «Дары Урмана», четвертый– «Праздник урожая», а пятый – 4 ноября, в День народного единства, что станет и праздником нового хлеба: испекут хлеб по семейным и национальным традициям и угостят им всех гостей!