Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Китай-2017: автомобили, дома, зарплаты, свадьбы

03.08.2017
Дмитрий Тростников
Китай-2017: автомобили, дома, зарплаты, свадьбы
Автобренды на улицах заметно меняются от города к городу. Фото Дмитрия Тростникова и Юлии Назаренко
Дома и автомобили — первое, что бросается в глаза из окна автобуса, когда путешествуешь по чужой стране. Сколько стоит жилье в китайских городах, почему мало японских авто, какие зарплаты получают китайцы, как женятся? Все, что удалось выяснить о жизни и быте жителей стремительно развивающихся мегаполисов КНР в ходе скоротечного пресс-тура по городам Сиань, Чэнду и Пекин, — в материале корреспондента VN.ru.

Торжество панельного домостроения

«Друг в Пекине купил квартиру в районе 6-й кольцевой дороги в 2011 году по 9 тысяч юаней за квадратный метр. Сейчас его жилье стоит 36 тысяч за «квадрат», — рассказывает 30-летний гид У Фань (1 юань равен 8,83 рубля по курсу ЦБ 30 июля).

Подобные истории знакомы в России по строительному буму нулевых. В Китае сегодня крупные города живут в реалиях строительного бума. Повсюду жилые высотки, недавно построенные или строящиеся. Некоторые с элементами национального колорита, но чаще без. Этажей в 30–40. Здесь торжество панельного домостроения — кирпичных многоэтажек заметить не удалось.

В восьмимиллионном Сиане высотки строят жилмассивами. Это разительно отличает облик китайских мегаполисов от крупных городов Европы. Сиань — столица бурно развивающейся провинции Шэньси. 1 апреля 2017 года в Шэньси открыта новая свободная внешнеэкономическая зона.

китай дома.jpg

Фото Дмитрия Тростникова  и Юлии Назаренко

Средняя зарплата в Сиане — 3 500 юаней. Говорят, это в два раза ниже, чем в Пекине или Шанхае, там в среднем зарабатывают 6–7 тысяч юаней. Зато средняя стоимость жилья в пять раз ниже, чем в Пекине, — около 10 тысяч юаней за квадратный метр. И это делает город привлекательным для экономически активных граждан. Население прибывает.
Ипотеку в Китае дают под 11 процентов. Для госслужащих условия выгоднее — 4,8–5 процентов. Тем не менее позволить себе небольшую квартиру в новой панельной высотке в крупном городе или автомобиль может только успешный китаец. Но, судя по тому, сколько этих высоток строится, число обеспеченных граждан КНР растет. «Появилось много возможностей» — так характеризуют собеседники изменения, происходящие в Сиане.

Куда же без проблем

Строительный бум влечет за собой проблемы, схожие с нашими. Возведение нового жилья в густонаселенных городах требует сноса старого. Случаются конфликты, когда граждане не желают покидать обжитые дома. Таких здесь называют «человек-гвоздь». Методы решения проблемы разные: с кем-то из упрямцев договариваются, выполняя их условия, с кем-то «решают проблему иначе». Уточнить, каким образом, не удалось.


Жизнь в крупных городах Китая дорогая. В Пекине съемное жилье в неблизких районах стоит порядка 5 тысяч юаней в месяц (715 долларов), что почти равно средней зарплате в столице КНР (такие цифры китайцы называли в неофициальных беседах). Как же люди живут? Снимают квартиры в складчину.

За однокомнатную квартиру-студию в 15-миллионном Чэнду, пятом городе Китая, где строят по 40 станций метро в год, студентка Сычуаньского университета Екатерина Власова платит 2 тысячи юаней в месяц. «В Чэнду я живу на 42-м этаже. Мы с Сахалина, где самый высокий этаж 12-й.


Купили мопеды за 12 тысяч рублей. Они электрические, заряжаешь бесплатно на стоянке в общаге. Но нет молока и творога — это проблема,

— рассказывает Екатерина после нескольких лет учебы в Китае. По ее мнению, социальное неравенство здесь значительнее, чем в России: «Либо ты на «Феррари», либо на мопеде. Либо ты очень богатый, либо очень бедный. Большое расслоение».

Что значит бедность по-китайски, выяснить не удалось, вразумительно собеседники формулировали одно: «Когда человек спит там же, где работает». Наблюдать подобное не довелось, так как группе иностранных журналистов показывали достижения городов страны. Зато богатство бросается в глаза в первую очередь на дорогах и парковках.

«Разбивали японские автомобили на улицах»

Пекин распирает от «Бентли», «Тесла», «Мерседесов», БМВ и «Порше». В Чэнду салоны «Феррари» и «Мазератти» продают люксовые суперкары в одном здании. Привкус китча отчетливо ощутим в такой высокой доле роскошных авто на дорогах страны, где средняя зарплата в крупнейших городах 500–700 долларов. Впрочем, россиян «понтами» не удивить.

китай машины.jpg

Фото Дмитрия Тростникова  и Юлии Назаренко

Автобренды на улицах заметно меняются от города к городу. В  провинции Шэньси (15-й по экономическому развитию среди 34 провинций КНР) на дорогах преобладают машины китайского автопрома. В зажиточной провинции Сычуань заметно больше авто германских марок. Больше всего «Фольксвагенов», но хватает и «Ауди», «Мерседесов», БМВ.

Зато японских авто непропорционально мало. Чаще «Хонды», «Сузуки». Первая «Тойота» попалась на глаза на ферме в сотне километров от Сианя. Неофициально нам пояснили, что японские авто пострадали от вандализма после конфликта из-за спорных островов в Восточно-Китайском море. «19 августа 2012 года в восьми китайских городах прошли демонстрации против действий Японии на острове Дяоюйтай (по-японски — Сенкаку). В  городах Ханчжоу и Шэньчжэнь разъяренные демонстранты разбивали автомобили и громили японские магазины. В городе Чэнду пострадал универмаг японских товаров, а также магазин марки Uniqlo», — описывал события портал Pravda.ru.

В Сиане японским авто тоже перепало. После инцидентов китайские автовладельцы охладели к японским машинам, хотя по-прежнему считают их самыми надежными. Впрочем, жива здесь и память о зверствах и геноциде, который устраивали японские захватчики на территории Китая во Вторую мировую войну. Стоит ли удивляться, что все такси в городе Чэнду — это «Фольксваген Джетта», а не «Ниссан» или «Тойота»...

Кстати, в Новосибирске на слуху лишь несколько марок китайских авто. А там быстро сбиваешься со счета, пытаясь запомнить разные марки местного автопрома. Когда у российского автовладельца уйдет страх перед ненадежностью (как считается) китайских автомобилей, соотношение «цена — качество» у которых уже сейчас весьма выгодное, этот поток хлынет на наши дороги. Сами китайцы наиболее оптимальным и популярным называют автомобиль марки «Китайская стена».

Старых машин на дорогах вообще не видно. А сами дороги отличные, скоростные, платные. Цена — 0,5 юаня за километр для обычного авто до семи пассажиров, для микроавтобуса вместимостью 8–20 пассажиров — 1 юань, для автобуса, рассчитанного на 30 пассажиров и более, — 2 юаня.

«Папе — две бутылки водки»

«Маме — корень лотоса и пять кило мяса. Папе в подарок две бутылки самой дорогой водки по 1,5 тысячи юаней и два блока самых дорогих сигарет. Надо заплатить друзьям, которые преграждают двери в комнату невесты» — так описывал гид У Фань свою свадьбу, точнее, ритуал выкупа невесты.

Но это мелочи по сравнению со свадебной церемонией на 500 гостей и квартирой, которую подыскивает семья жениха. Свадьба может обойтись представителю среднего класса в миллион юаней. Поэтому сейчас в Китае семьям выгоднее рожать девочек. Кстати, с недавнего времени китайцам разрешено иметь двух детей — уже ощущается необходимость омолодить население гигантской страны.

китай.jpg

Мяо (невеста) и Чжоу (жених) познакомились на химической фабрике в Ян Лине, где оба работают. Красный цвет свадебного платья — традиционный в Китае. А свадьбу молодожены отметили в столовой сельскохозяйственного колледжа. Фото Дмитрия Тростникова  и Юлии Назаренко

Весь путь от жениха к невесте сопровождается запуском фейерверков и петард, чтобы отогнать злых духов. Сначала в доме жениха, перед отъездом за невестой, потом в доме невесты, потом на самой свадебной церемонии. Грохочут от души.

Зачастую молодые люди официально регистрируют брак и живут вместе в ожидании свадебной церемонии, день для которой выбирают по правилам фэншуй. Необходимо, чтобы совпали стихии, присущие жениху и невесте.

Май оказался самым популярным месяцем для свадеб в Китае. Грохот взрывающихся петард, праздничные песни, цветы и наряды гостей свадеб напоминали о весне всю неделю нашего пребывания в этой поразительной стране.

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №31 от 2 августа 2017 года

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Барельефы на здании школы №54, которую планируют снести в 2021 году, вырезать из стены технически невозможно. Решено их сканировать в 3D, после чего воссоздать заново. 13 августа заместитель мэра, начальник департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска Алексей Кондратьев провел выездное совещание по реконструкции школы №54, расположенной на ул. Крылова, 18.
Традиционный слёт нудистов «Сибирские натур-встречи» прошёл на Боровских островах в Обском водохранилище. Обнаженным взрослым разрешили привести с собой детей, но запретили пить алкоголь и заниматься сексом.
Банные комплексы, бассейны и предприятия общественного питания возобновили свою работу в Новосибирске после решения, объявленного губернатором Андреем Травниковым 10 августа. Обслуживание проводится с соблюдением всех санитарных норм. На входе стоят санитайзеры, посетителям с признаками ОРВИ отказывают в обслуживании.
Многодетным семьям Новосибирской области помогут собрать детей в школу. На эти цели уже направили более 14 миллиардов рублей. Какие пособия можно получить и что на них купить, выяснили корреспонденты ОТС.
Опрос новосибирцев по выбору места для установки стелы в честь присвоения Новосибирску почетного звания «Город трудовой доблести» подошел к концу. Большинство горожан проголосовали за кольцо на площади Калинина.
На платных парковках все реже оставляют свои машины автомобилисты Новосибирской области. Четверть владельцев хранят автомобили в личных гаражах. А большинство паркуют возле дома, не опасаясь угона или кражи вещей из салона машины. Эксперты автомобильного сайта Дром назвали главную причину беспечности новосибирских автовладельцев.