Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Легендарной «копейке» исполнилось 50 лет

05.01.2021
Михаил Фокин
Легендарной «копейке» исполнилось 50 лет
На улицах Новосибирска «копейка» и ее наследники с конвейера ВАЗ были самыми популярными автомобилями. Фото из открытых источников.
Всего полвека назад, 19 апреля 1970 года, с конвейера Волжского автозавода в Тольятти сошли первые автомобили ВАЗ-2101. Кинохроника свидетельствует – на улицах Новосибирска «копейка» и ее наследники с конвейера ВАЗ были самыми популярными автомобилями в 70-х и 80-х годах прошлого века. Публикуется повторно в рубрике «Лучшие материалы VN.RU 2020».

Автомобиль создан на основе модели Fiat-124. Первые экземпляры советского автомобиля собиралась из итальянских комплектующих (и были в особом почете у советских автовладельцев - прим. ред). Однако конструкторы ВАЗа уверены – конструкция «копейки» отличалась от «прародителя» большей надежностью и выносливостью. Якобы даже мотор советской версии машины был более прогрессивной конструкции, нежели у Fiat.

Заднеприводный седан ВАЗ-2101 стал самой массовой моделью не только автозавода, но и всего отечественного автопрома.

Ровно 50 лет назад, 19 апреля 1970 года, с конвейера ВАЗ сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101. С 1970 по 1988 годы выпущено около 4,8 миллиона экземпляров, если считать все модификации ВАЗ-21011 и 21013.

Эксперты рынка считают, что «копейка» сформировала в СССР понятие «массовый автомобиль»: завод в Тольятти стал единственным в Союзе, способным выпустить 660 000 автомобилей в год. За выпуск данной модели в мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу вручена международная премия «Золотой Меркурий». 

На базе ВАЗ-2101 создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ (на доработанной платформе заднеприводной «копейки» с линейкой моторов 1,2 и 1,3 л. с 4-ступенчатой МКПП), которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года.

photo_2020-04-17_10-13-45.jpg

Автомобиль создан на основе модели Fiat-124. Фото из открытых источников.

Серийный выпуск ВАЗ-2101 прекратился в 1988 году,

в 2000 году модель признана «лучшим отечественным автомобилем XX века.

photo_2020-04-17_10-22-58.jpg

Фото Виктора Боровских.

Модификации ВАЗ-2101 уже вошли в категорию «ретро». В прошлом году на площади перед оперным театром проходила выставка ретро-автомобилей участников седьмого ралли «Пекин-Париж». В числе участников ралли был и российский экипаж — Александр Говор и Максим Отмахов на ВАЗ-2103 эпохи СССР.

TASS_1547556.jpg

 Иркутск. Вид на Байкальскую улицу. Фото Эдгара Брюханенко/ТАСС.

Автопробег Пекин-Париж припарковался у оперного 

115 раритетных авто сделали остановку в Новосибирске 

Восстановление вазовской «классики» – не только хобби, но и бизнес. На специализированных ресурсах регулярно выставляются на продажу отреставрированные «Жигули», цены – от 500 тыс. до 1 млн рублей. Хорошие экземпляры «уходят» за несколько дней, а самые лучшие даже не попадают в открытую продажу и отправляются в коллекции по всей Европе, пополняя банковский счет предыдущих владельцев десятками тысяч долларов.

«Самыми ценными у коллекционеров считаются машины первого года выпуска модели. В случае с ВАЗом это особенно актуально, потому что первые автомобили всегда имели максимальное оснащение и какие-то особые детали интерьера, которые буквально через год-два исчезали из машин, зачастую с целью упрощения производства. В 70-е в СССР культивировался тезис «экономика должна быть экономной», поэтому многие фишки «выпиливались» для удешевления. Например,

у «единички» довольно быстро убрали хромированные ободки между фарами и решеткой радиатора, макияжное зеркальце в козырьке справа,

– рассказывает руководитель клуба LADA History Сергей Диогрик. 

TASS_1190044.jpg

Волжский автомобильный завод, 1971 год. Фото: ИТАР-ТАСС.

Для новосибирских мастеров из СТО «Гараж54» «копейка» и ее наследники из «классики» - главные жертвы различного рода экспериментов в жанре экстремального тюнига. Например, мастера автосервиса воткнули гигантский мотор от мощного грузовика ЗИЛ-131 в маленькие «Жигули». Двигатель удалось завести, хоть и не с первого раза. Комментаторы в соцсетях предлагали назвать эту эпохальную акцию «Русский Мустанг: Начало». 

Мастера СТО «Гараж 54» также создали «автопосыпалку» - из бака через трубку подавать песок перед колесом прямо во время езды. В качестве «подопытного» автомобиля решили использовать ВАЗ-2107. 

В 2002 году известный российский режиссер Иван Дыховичный снял про ВАЗ-2101 фильм под названием «Копейка». Это гротескная история последнего двадцатилетия жизни СССР, поданная через призму истории первого экземпляра автомобиля, сошедшего в 1970 году с конвейера ВАЗ.

«Копейки» до сих пор можно встретить на улицах Новосибирска. А в области есть немало отлично сохранившихся экземпляров ВАЗ-2101, которые бережно эксплуатируют любящие свои машины автовладельцы. «Копейку» можно купить хоть сейчас – достаточно зайти на сайты бесплатных объявлений в Новосибирске.

Самые интересные материалы сайта за все годы объединены в рубрике «Лучшие материалы VN.RU».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Еще в сюжете
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.