– Сколько лет вам было?
–17!
– А можно было за штурвал?
– Да нет, конечно! Поэтому и добавляли себе лет! Мне два года добавили. Это потом уже можно было летать. Вот видите – я тут Покрышкина везу на самолете с Чкаловского аэродрома в город!
И уже в 17 Миша Чернышов впервые побывал в Америке. Перегонял с Аляски в Красноярск бомбардировщики, которые США поставляли по ленд-лизу. За два года намотал расстояние на несколько экваторов. А рядом на базе жили летчицы, про которых потом сняли фильм. Вот этот диск Михаил Григорьевич пересматривает до сих пор. Говорит, знал всех прототипов. Сейчас в живых только одна – и та в Голливуде. Переписываются. А в 43-м и для романтики время находили.
– Наши ребята даже стрелялись из-за них из пистолетов. Не насмерть, но стрелялись. Ранены были двое. Красивые девушки, молодые они. А к нам их закрепляли в качестве переводчиков – английского-то мы не знали! – рассказывает участник Великой Отечественной войны Михаил Чернышов.
Все свои перемещения во время войны он показывает на карте. Это наглядное пособие для школьных уроков. Например, пройти на лыжах через всю Чукотку.
– На медкомиссию меня вчера возили. Флюорография, кровь – вон видите – синяки еще! Сказали, потом сообщат, – говорит Михаил Чернышов.
После войны его считали погибшим восемь лет подряд. До 53-го, пока не расстреляли Берию. И служба стала чуть менее секретной. Это теперь можно рассказывать, как однажды сажал аварийный самолет, уходя от жилых кварталов.
– Вот я блинчиком-блинчиком от жилых домов ушел. А на аэродроме стояли два бензовоза, и вот я над ними на высоте три-четыре метра прошел. Там люди попадали с испугу! – рассказывает Михаил Григорьевич.
На руках летчика – часы с подводной лодкой. Ограниченная партия. В память об истории, по которой тоже сняли фильм «72 метра». Советская субмарина легла на дно. Без шансов подняться. Без шансов выжить.
– Капитан собрал экипаж, сказал, что все они погибнут. Но есть надежда на одного человека, на то, чтобы в торпедный аппарат его поместить и выбросить на поверхность моря, – рассказывает участник Великой Отечественной войны.
Этого человека и увидел Михаил Григорьевич. С воздуха. Таких историй за годы службы накопилось немало. Теперь он хочет создать музей. Российско-американский. Он получает письма от Путина и пишет письма Трампу. А еще строит уникальную машину для езды по болотам.
– Вот тут за дачами есть болото. Вот там я ее и буду испытывать после замены двигателя.
7 ноября Михаил Григорьевич отметит 90-летний юбилей. Ждет внуков, которые разбросаны по всему миру – от Флориды до Германии. А пока соберет свой тубус с картами и отправится на очередной урок истории в местную школу. Чтобы помнили.