Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Моя жизнь — сверхзвук и сверхперегрузки»

10.05.2017
Валентина Мальцева, "Советская Сибирь"
«Моя жизнь — сверхзвук и сверхперегрузки»
Летчик-испытатель авиазавода имени Чкалова Валерий Поташов стал Героем России. Фото пресс-службы Кремля
В 2017 году летчик-испытатель авиазавода имени Чкалова Валерий Поташов удостоен звания Героя России. Пенсию он «налетал» еще в 32 года, сейчас ему без малого семьдесят, и он говорит, что «еще не налетался». Что вдохновляет? Постоянный риск? Новейшие модели «Сухого»?

 Об этом наша беседа с Валерием Поташовым, Героем России, летчиком-испытателем первого класса, заместителем начальника летно-испытательной станции филиала ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова».

На ближних и дальних рубежах

— Валерий Серпионович, не ожидали, что жизнь позволит взлететь до такой высокой награды?

— Для меня не дежурные слова, что я эту награду воспринимаю как итог работы огромных коллективов — и нашего завода, и всей команды испытателей. Об этом я говорил после вручения мне Золотой Звезды. Сорок девять с половиной лет моей летной работы, надеюсь, способствовали прежде всего укреплению обороноспособности нашей страны, а также прогрессу, развитию и совершенствованию отечественной боевой авиации.

Мы будем все делать для того, чтобы Су-34 надежно защищал суверенитет и независимость нашего государства не только на ближних, но и на дальних его рубежах. Сейчас мы единственное авиапредприятие в России, производящее Су-34. Истребители новосибирского производства отлично показали себя во время военных конфликтов, с тех пор Министерство обороны продлевает контракт с заводом. А о наградах вообще не приходится думать на нашей работе.

— А о чем думаете? Об опасностях?

— О главной задаче — выявить как можно больше дефектов, чтобы самолет никого не подвел в экстренных ситуациях.

Испытатель должен проверить машину в самых предельных режимах и даже за гранью возможного. Это особый профиль летной работы, по России вместе со штурманами таких специалистов не более 250.

Су-34 — это сверхзвуковые машины, их тестируют не только в воздухе, но и на земле. Начинаем с рулежки, потом — тормоза. До отправки в войска истребители не менее семи раз проходят взлет и посадку под контролем летчика-испытателя. 

— Бывали у вас случаи, когда выявленные дефекты смертельно опасны? 

— Любой дефект может быть таким. Тут главное — решить, можешь ты спасти машину или нет. Никто не упрекнет, если прежде всего позаботишься о своей жизни, но в итоге самому плохо, если осознаешь упущенный шанс. 

Был случай, когда у «сушки» отвалилась броня, защищающая топливную систему и гидроавтоматику. Вес бронеплиты около двухсот килограммов. И вот на разгоне она улетает, пробивает обшивку, но двигатель не был задет — это спасло. Потом выяснили причину: ненадежная конструкция креплений.

Однажды в полете загорелся двигатель. Попытки потушить ни к чему не привели. Инструкция предписывает в случае возникновения пожара через 40 секунд покинуть самолет. Но интуиция подсказывала: дотянем. Повезло — посадили боевую технику. 

Желание спасти и себя, и технику бывает взаимоисключающим, но все равно потеря самолета воспринимается как потеря чего-то близкого и дорогого. Конечно, дело не в стоимости, хотя и это очень важно. Ведь государство тратит на новейшие модели самолетов серьезные средства. Но на первом месте — люди. Испытатели — это штучные кадры, поэтому безопасности уделяется главное внимание и при обучении, и при подготовке к полетам. 

На заводе есть стенд с фотографиями 28 летчиков, погибших при испытаниях. Они заплатили жизнью за сегодняшние достижения нашей авиации. 

— Как ощущаются сверхзвук и сверхперегрузки? 

— Для тех, кто на земле, никак, если мы летим над городом в стратосфере. Если Су-34 пролетит на сверхзвуке над населенным пунктом, то для жителей это страшная сила — как вой ракет и бомб. Поэтому все испытания на предельных режимах — низко над землей, на сверхзвуке — мы проводим далеко от жилья. 

Эксплуатационная перегрузка, которую испытывает летчик, — семь единиц. Значит, семьсот килограммов на тебя давит. Привыкаешь и к этому, иногда обхожусь даже без перегрузочного костюма. Сверхзвук и сверхперегрузки — это моя жизнь.

pADuybB-g1A.jpg


Фото Валерия Поташова предоставлено Иваном Ермолиным – ivan-stalich.livejournal.com
 

Ритуал перед вылетом

— Говорят, что все люди, чья профессия связана с большим риском, верят в приметы. А какой у вас ритуал перед вылетом?

— Все мы атеисты, но так, для обычая, сначала присядем на дорожку, а потом, как формулой, напутствуем: «Ну, с Богом!» Сначала нужно обойти истребитель по часовой стрелке от кабины до хвоста и обратно. Проверить положение люков. Нет ли где подтеканий топлива, гидросмеси. Лишний раз стоит до мелочи убедиться, что все нормально.

— Насколько оправданно существующее мнение о том, что причина большей части трагедий гражданских воздушных судов — это ошибки летного состава?

— К сожалению, да, и экспертные заключения, и многолетняя статистика подтверждают это мнение. Техника может подвести, но человек даже в критической ситуации способен многое решить. Все зависит от опыта, знаний, выдержки, быстроты и правильности реакции. Конечно, боевые самолеты тоже могут подвести, особенно на стадии испытаний. Поэтому к нашим пилотам особо высокие требования.

— Чтобы приобрести надежные навыки, нужен такой долгий путь, как у вас?

— Нужно большое желание заниматься делом. Тогда машину чувствуешь как продолжение своего тела.

— Для вас выбор профессии смолоду был осознанным?

— Время моей молодости — это освоение космоса, престиж работы летчика. В девятом классе в кабинете военрука я увидел плакат с самолетом Миг-15, там была расписана вся его начинка: элероны, шпангоуты, нервюры… Военрук отдал мне плакат, я повесил у себя дома и решил стать летчиком. Первая попытка поступить в летное училище не удалась, но потом через аэроклуб все равно своего добился. В 1967-м открыли Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков, куда я и был зачислен. На втором курсе уже выполнил первый самостоятельный полет, на четвертом освоил сверхзвуковой Як-28. Следующей задачей стала профессия летчика-испытателя, тогда судьба и свела с самым современным на то время Су-24.

— Как долго можно летать? Есть ограничения по возрасту для вашей профессии?

— Ограничение может быть от врачебной комиссии, она очень строгая. Пока я получаю добро. Надеюсь еще долго слышать в кабине «сушки» команду «На взлет!».

— Как ваша жена реагирует на постоянные риски, которые сопутствуют вашей работе?

— Галина Федоровна работает на заводе имени Чкалова, заведует здравпунктом летно-испытательной станции. По сути, коллега, поэтому с пониманием относится и к моей работе, и к моему характеру, привычкам. Всегда готова вместе со мной поехать путешествовать — это наш любимый отдых. В 2018-м, если все сложится хорошо, будем отмечать серебряную свадьбу.

Досье. Валерий Поташов роди­лся в 1948 году в Тюменской области.
Полковник запаса, в авиации 48 лет, на испытательной работе на Новосибирском авиационном заводе имени В. П. Чкалова с 1980 года. Общий налет — 4 760 часов, из них на испытаниях — 3 500 часов. Совершил более тысячи стыковок в воздухе с самолетами-танкерами, как днем, так и ночью. Освоил свыше 30 типов самолетов, проводил испытания тринадцати.
В 1984 году за проведение летных испытаний системы дозаправки топливом в воздухе, значительно расширяющих боевые возможности самолетов фронтовой авиации типа Су-24М, указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Крас­ной Звезды.
В 1998 году за большой вклад в испытание отечественной авиационной техники и многолетнюю безаварийную летно-испытательную работу указом Президента Российской Федерации ему присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель РФ».

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №17 от 26 апреля 2017 года

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Еще в сюжете
Похожие новости

Губернатор Андрей Травников и председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив выразили глубокие соболезнования родным и близким Сильвии Натановны Кац.

Резонанс
Новости
Площадь Калинина, площадь Лунинцев и перекресток рядом с «Березовой рощей» у начала проспекта Дзержинского. В мэрии назвали три места для размещения стелы в честь присвоения Новосибирску почетного звания «Город трудовой доблести».
Стихия обрушилась на Барабинск примерно в 8 вечера 6 августа. Несмотря на короткую продолжительность урагана, он успел натворить немало бед, рассказывают жители Новосибирской области в соцсетях.
Жестокие разборки случились в СНТ «Лилия» в Первомайском районе Новосибирска. Там глубокой ночью вспыхнула дача заместителя председателя товарищества. Несчастный случай полиция исключила сразу: едва перепуганная Татьяна Светцова выбралась из горящего дома, как по ней открыли огонь из пистолета.
Жители коттеджного поселка Березки на протяжении нескольких месяцев воевали с застройщиком. Люди приобрели дома, жить в которых невозможно. Зимой в помещениях промерзают стены, а эксперты утверждают, что такие строения угрожают жизни людей. На мировую с покупателями застройщик не пошел, теперь пытается вывести активы из организации.
06.08.2020 Жилье. ДОМ
ГК «Расцветай» отрыла продажи квартир первой очереди в одном из масштабных и амбициозных проектов – ЖК «Расцветай на Красном». Жилой комплекс от известного новосибирского застройщика практически не имеет аналогов по своей площади в центральной локации Новосибирска.
Аналитики Яндекс.Путешествий выяснили, где новосибирцы планируют отдыхать в августе. Наряду с морскими курортами России и алтайской здравницей Белокурихой в Топ-5 попал Бердск: город-спутник мегаполиса в рейтинге лучших мест для отдыха жителей Новосибирска разместился между Анапой и Ялтой.