Так, в театре «Глобус» лучшим работникам образования вручали денежные премии. Лучшие коллективы получили дипломы и ценные призы из рук первых лиц Новосибирской области.
Не остались в стороне и дети — регион присоединился к масштабному флешмобу «Пылающее сердце учителя». Ученики выстраивались в форме сердца в знак благодарности своим наставникам. Получилось не только зрелищно, но и массово. Инициаторами проведения этой акции выступили молодые педагоги, которые только-только начали свой школьный путь, но на этот раз в ином качестве. С какими трудностями им приходится сталкиваться, как живется учителю без стажа в Новосибирской области и чем ему можно помочь, чтобы он остался в образовательном учреждении? Эти вопросы мы адресовали министру образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергею Нелюбову.
Выше среднего
— Сергей Александрович, хочется начать с приятного. На этой неделе стало известно, что педагог, представляющая Новосибирскую область, на заключительном этапе всероссийского конкурса «Учитель года-2016» вошла в число лауреатов. Как вы оцениваете этот результат?
— Учитель английского языка Екатерина Калинина по итогам всех испытаний вошла в число пятнадцати лучших педагогов России. Участие в конкурсе принимали представители всех регионов, поэтому результат не может не радовать.
Отмечу, что наши педагоги всегда очень активны, они участвуют во многих профессиональных конкурсах, реализации интересных проектов. Новые цели требуют новых подходов в работе. Они применяются и в региональных проектах, например в развитии дистанционного обучения и сети специализированных классов, внедрении здоровьесберегающих технологий и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
— Президентом России несколько лет назад была поставлена задача довести зарплату школьных учителей до средней по региону. Сейчас, в кризис, удается ли удерживать ее на этом уровне?
— В настоящее время педагогическое сообщество Новосибирской области — более 42 тысяч человек. Это и учителя, и педагоги дополнительного образования, и воспитатели. Мы выполняем все взятые на себя социальные обязательства. Каждый пятый рубль областного бюджета идет на поддержание достойной жизни наших кадров. По итогам 2015 года уровень средней заработной платы учителей школ превысил уровень среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Новосибирской области на 8,3%. На сегодняшний день в среднем учитель получает более 29 тысяч рублей в месяц. В текущем году заработная плата педагогических работников сохранится на уровне, достигнутом в 2015 году.
— Еще один актуальный вопрос — кадры. Учебный год уже начался, но есть ли сейчас дефицит учителей той или иной специальности?
— Дефицита точно нет. Но есть вакансии. Среди основных — математика, иностранные языки, русский язык и литература. Есть потребность в учителях начальных классов, по региону открыто 22 вакансии. Но это не означает, что в какой-то из школ нет преподавателя. Просто перераспределяем нагрузку между учителями.
Тем не менее мы отмечаем интерес выпускников к работе в школах. Так, в 2015–2016 учебном году в образовательные учреждения устроены 538 молодых специалистов, что на 150 больше, чем в предыдущем году. Больше половины из них выбрали сельские школы. Всего в системе общего образования Новосибирской области работают 8,5 тысячи молодых педагогов в возрасте до 35 лет, что составляет 23% от общего количества учителей.
Учить и учиться
— А насколько потребность школ в тех или иных предметниках соотносится с предпочтениями поступающих в педагогические вузы?
— Новосибирский государственный педагогический университет в этом году увеличил цифры приема по русскому и иностранному языкам, математике. И востребованность есть — все бюджетные места, а это почти две тысячи, закрыты. Мы расширяем и целевой набор. Еще два года назад таких студентов было 46, а сейчас уже 281. Для нас это гарантия того, что специалистами мы образовательные учреждения обеспечим.
Действует и программа переподготовки — работающие учителя могут получить дополнительную квалификацию, пройдя специально организованные курсы, и впоследствии вести дополнительный предмет. Например, начальная школа и английский язык.
— По статистике, после окончания педагогического вуза около 70% молодых людей идут работать по специальности. Чем заманиваете молодых педагогов?
— У нас очень широкий спектр поддержки. И надбавка к окладу, и выплата единовременного пособия в размере 15 тысяч рублей, оплата жилищно-коммунальных услуг на селе, льготная ипотека. Но важно не только привлечь молодежь, но и закрепить ее в школах. В Новосибирске закрепляемость педагогов составляет 95–97%, на селе эта цифра немного ниже. Увольняются единицы. Чтобы специалист как можно быстрее освоился, первое время совместно с ним работает наставник.
— Вы в прошлом — учитель, преподавали русский язык и литературу и хорошо знаете внутреннюю «кухню» профессии. Что пожелаете своим коллегам в эти праздничные дни?
— Наши педагоги дают возможность каждому ученику добиться успеха и реализовать свои способности. Они всем сердцем болеют за то, чтобы каждый ученик стал настоящим человеком. Успехи педагогов и их подопечных — весомый вклад в развитие региона. Именно качество образования определяет его конкурентоспособность и привлекательность. В числе приоритетных направлений образовательной политики нашего региона вижу повышение престижа профессии учителя, поддержку лучших. Хочу сказать спасибо педагогам за их подвижнический труд и пожелать здоровья, благополучия, новых открытий!
Топ-5. Что предлагают поменять в российских школах?
В последнее время в отношении среднего образования звучит множество предложений об изменениях. «ВН» собрал самые яркие, обсуждаемые и имеющие все шансы на воплощение.
Танцуют все!
В настоящее время в школах проходит три урока физической культуры в неделю. Предлагается заменить один урок физвоспитания на занятия танцами под музыку, ведь ритмика также пойдет на пользу здоровью.
Польза от труда
Люди, учившиеся в советских школах, помнят обязательные дежурства и субботники. Второе предложение касается возвращения обязательного участия учащихся в уборке помещений и пришкольных территорий.
Небо станет ближе
В начале 90-х у школьников стало в расписании на один предмет меньше. Астрономия тогдашним чиновникам показалась ненужной. Спустя два десятка лет у науки о космосе есть реальный шанс вернуться к ученикам.
Меньше учебников
Еще одно предложение — провести «перепись» школьных учебников. Так, предполагается оставить всего две-три линейки по предмету. А у начальной школы учебники должны быть одинаковыми по всей стране.
Больше книг
Вместе с астрономией, видимо, вернется в школьную программу и внеклассное чтение. Экспертное сообщество уверено: младшеклассникам необходимо больше читать, причем книг российских авторов.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №40 от 7 октября 2016 года