Из сельских районов НСО Болотнинский стал первым районом, где начали осваивать эту систему. Образовательно-воспитательная технология Школьных служб примирения разработана психологом Антоном Коноваловым, научным сотрудником и преподавателем Московского городского психолого-педагогичекого университета.
В психологии существует термин «медиация», то есть регулирование конфликта. Роль волонтеров, как и всей службы в целом – посредническая. Активистам предстоит решать совсем не детские задачи: профилактика правонарушений и социальная реабилитация участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия; профилактика суицидального поведения, травли и насилия в школе; формирование у учащихся умения регулирования конфликта без физического насилия. Но волонтерам необходима специальная подготовка, которую они будут получать в рамках Территориальной медиативной службы.
«Дети работают в конфликте по схеме «ученик-ученик». Например, двое поссорились, пусть даже в обычной жизни они друзья. Слово за слово, разругались в пух и прах. И тут подключаются волонтеры. Если поссорившиеся хотят помириться, то сначала с одним разговаривают, потом с другим. Выясняют причины. Есть методики, специальные технологии, вот этому как раз и обучают на семинаре: как подойти, как обратиться, какие вопросы задать и так далее. Прежде чем проводить примирительные встречи, ребятам нужно адаптироваться в роли волонтеров, – рассказала VN.ru педагог-психолог МКУ Центр «Дельфин» Елена Бондаренко. – Сейчас они начнут ходить в начальные классы, там проводить игры на сплочение классов, на толерантность, то есть на профилактику конфликтов. Начинаем учить с 7-8 классов. Будут и сами расти, и других детей привлекать, чтобы не было в школах правонарушений, суицидального поведения, буллинга».
За последние годы явление «буллинг» (от английского bulling – запугивание, издевательства, травля, агрессивное преследование) в российской образовательной среде заметно расцвело. По словам Елены Викторовны, еще до создания территориальной структуры в Болотнинском районе уже имели место положительные результаты от участия школьников в регулировании конфликтов. После обучения волонтеры смогут делать это более эффективно, ведь их задача – не только примирить, но и восстановить отношения.