За восемь лет с момента выхода первого фильма цикла у нас с вами столько всего произошло, но на экране почему-то почти ничего не меняется. Четверо друзей говорят о том же, о чем говорили много лет назад – о женщинах, собственных страхах и желаниях.
Пока женщины забрасывают в честь праздника своих драгоценных мужчин новыми носками, персонажи известного фильма замерли в одной позе с одним носком в руке. Размышляя – чего бы такого полезного в жизни еще успеть сделать? Жизнь-то кончается? Может съездить куда-нибудь? Например, в Малайзию?
На этот раз Леша, Слава, Камиль и Саша едут в Питер. Причем в плацкарте и трое из четверых даже не подозревают, зачем они туда едут.
Много говорящие мужчины визуально и реально постарели. Они все так же издеваются над немцами и геями, но уже всерьез говорят о деньгах, и очень беспокоятся о том, что их бросит какая-нибудь девчонка, лет на двадцать моложе. И вообще, на стене вагона поезда уже висят иконы, а рядом валяется недочитанный томик Чехова.
Может быть, все это потому, что на этот раз режиссером «Мужчин» выступает женщина – а именно, Флюза Фархшатова. Но музыку к фильму писали все те же «Би-2». Которые, конечно, тоже стареют. Но значительно медленней.
Когда ты стареешь, а в аптеке уже не осталось лекарств с неизвестными тебе названиями, дружба становится, главным образом совпадения графиков. Ну и статусов. Кстати, об этом, пожалуй, могут сейчас поговорить не только мужчины, но и женщины тоже. Остается только мечтать о том времени, когда будущее казалось таким радужным и многообещающим, а мир – коробкой конфет с ликером. Правда, когда об этом думает пятидесятилетний мужчина, воспоминания становятся все более карикатурными. И вот уже стареющие мальчишки уходят в закат на подростковых великах, как в фильме «Неуловимые мстители». А подвыпив – воют на площади Северной столицы «Крейсер Аврору».
В кадре так много рекламы, что через некоторое время на нее даже перестаешь обращать внимания. Впрочем, не время думать об отдыхе: время думать о деньгах. «Деньги – цветы жизни», - на этой теме строится центральная линия фильма. На первый план выходят страдания. Например, миллиардера Прохорова – к которому деньги приходят ежедневно, а ему уже некуда их складывать. Или другого – просто богатого человека, которому собственные деньги не дают возможности даже как следует напиться в компании якобы близких людей. Деньги и одиночество идут рука об руку – даже наши герои уже реже встречаются именно из-за денег и своего устоявшегося общественного статуса.
И вообще, у успешных компания в этом возрасте бывает все реже и реже. А в одиночестве мужчины играют в «танчики», выпивают коньячок. И мечтают о счастье, которое с ними почему-то так и не случилось. Главным образом, из-за собственной слабохарактерности.
Как раз самое время задуматься о смысле жизни! Но тут у создателей кино ответ совсем уж печальный: кое-кто может в этой жизни и не пригодиться.
В остальном «Квартет» продолжают спекулировать на детских воспоминаниях и мечтах о вечной дружбе. Друзья нужны для того чтобы им можно было рассказать все что угодно: о себе, своих страхах. Ну и чтобы было у кого одолжить денег, когда приспичит. Причем, так одолжить, чтобы по возможности не отдавать.
Несколько портят впечатление от фильма самоповторы, и якобы пародирование сцен советского кинематографа. Потому что в итоге выходит откровенное дублирование – за счет смеховых приемов, которые уже когда-то использовались. Например, сцена со смертью дяди Бори очень напоминает «бабушкину смерть» из фильма «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен».
Кино получилось смотрибельное, праздничное. Хоть и слегка нудноватое. Но если раньше этих мужчин было даже в чем-то жаль, теперь жалость испарилась. Осталась только полтора часа иронии жизни – где-то между Питером и Москвой.