На первые пять вопросов, посвященных второму чтению законопроектов, депутаты потратили почти вдвое меньше времени, чем на один-единственный — «О внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области».
Необходимость оптимизации
Что кроется за названием этого документа? «Острая необходимость оптимизации коммунальной инфраструктуры на территориях муниципальных районов Новосибирской области» — таково мнение докладчика законопроекта — министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Евгения Кима.
Разбег мнений велик: от «надо еще подумать» до «не стоит трогать сложившуюся систему».
Да все и рады бы не трогать, если б не два мощных фактора. Работой сельского ЖКХ недовольны не только верхи, но и потребители. Второй фактор, о котором подробно проинформировал Евгений Ким, — деньги. Если раньше «черной дырой» для бюджета называли аграрную отрасль, то теперь — сельское ЖКХ. По данным министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, на территории Новосибирской области действует 560 предприятий жилищно-коммунального комплекса. В 2015 году их убытки составили более миллиарда рублей, кредиторская задолженность — вдвое больше. Для села частных инвесторов найти практически невозможно.
— Целесообразно передать полномочия в части водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения с уровня поселений на уровень районов, — предложил министр. — Сегодня мы не сможем на территории сельских поселений найти более-менее грамотных специалистов, с которыми могли бы разговаривать на одном языке. Этот вывод я сделал в результате проведения балансовых комиссий, посетив не менее половины районов.
Первый этап реорганизации запланирован на 1 января 2017 года. Начнут с того, что коммунальные МУПы передадут из сельсоветов в районы. Там сформируют новую структуру управления ЖКХ, на местах останутся только технические работники. Кроме того, министерство ЖКХ и энергетики региона предлагает сократить число коммунальных компаний почти в десять раз.
«Убыточный» аргумент
Кто против реализации этой логически обоснованной схемы?
На сессии депутаты не раз ссылались на мнение главы Карасевского сельсовета Болотнинского района Юрия Горбунова, который задавал вопрос во время обсуждения на профильном комитете: «Кто-нибудь подсчитал социальные риски?» Это прежде всего сокращение кадров, среди которых, по словам сельского главы, все-таки есть хорошие специалисты. Существует также опасность сорвать отопительный сезон из-за реформы.
Евгений Ким уточнил, что передача полномочий задумана только от сельских поселений. Рабочие поселки и городские округа, где есть технически грамотный персонал, могут сами выбирать, что им больше подходит. Министр добавил, что с 1 января, в разгар отопительного сезона, резких изменений не произойдет: поменяются лишь учредители предприятий.
— Создание единой производственной базы, централизованный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, качеством коммунальных услуг, поставками топлива и расчетами с поставщиками дадут возможность эффективно распределять денежные средства при подготовке объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду, — добавил аргументов Евгений Ким.
И самым убедительным из них было утверждение, что ни один сельский МУП ЖКХ не сводит свой бюджет даже в ноль, то есть все они убыточны.
При сокращении числа предприятий коммунального комплекса расчетная экономия составит почти миллиард рублей.
Депутат Юрий Зозуля высказал предположение, что, может быть, большую пользу принесут эти деньги, если их потратить на обучение и повышение компетентности работников сельских ЖКХ.
— Я с вами абсолютно согласен, — ответил министр. — Но на сегодняшний день порядка пятисот МУПов в сельских поселениях — это такое же количество руководителей. Прогнозирую, если мы хотя бы добьемся снижения до ста предприятий на территории Новосибирской области, тогда действительно появится реальная возможность проводить обучение, хотя бы «курс молодого бойца».
Предметное обсуждение грозило затянуться, но депутаты все-таки прислушались к мнению губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого:
— Это не предложение министерства, это предложение правительства. Министерство работало полтора года, учитывались не только технические вопросы, но и сложившиеся традиции. Я прошу в первом чтении принять и продолжить дальше профессиональную дискуссию. Подтверждаю: сэкономленные средства пойдут только на улучшение работы жилищно-коммунального хозяйства.
В итоге 59 депутатов проголосовали за, двое были против. Почти месяц отводится для выработки поправок к документу, перед тем как он будет вынесен на сессию.
О вакансиях
В Заксобрании появится несколько новых депутатов.
Сессия освободила от депутатских полномочий Максима Кудрявцева и Артёма Скатова. Максим Кудрявцев избран в федеральный парламент по одномандатному избирательному округу № 136. Артём Скатов уходит в мэрию на должность заместителя главы Новосибирска.
Фракция «Единой России» решит в ближайшее время, кто займет место Кудрявцева. Он, напомним, избирался в Заксобрание по партийному списку.
Артем Скатов получал мандат на округе № 21, поэтому новый депутат здесь будет избран на дополнительных выборах. По закону они должны состояться не позже чем через год после снятия полномочий с ранее избранного депутата.
По истечении срока полномочий председателя контрольно-счетной палаты Новосибирской области на это место конкурсная комиссия по представлению председателя Законодательного собрания Андрея Шимкива единогласно рекомендовала вновь назначить Елену Гончарову. Тайное голосование подтвердило это решение. Елена Гончарова возглавляет палату с 2004 года.
Комментарии
Юрий Зозуля, заместитель председателя комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Предлагаю начать с нескольких пилотных площадок. Определить 20—25 процентов районов, наиболее готовых к реализации этого закона, в течение следующего года там реализовать предложенную модель с учетом сегодняшней моды на концессионные соглашения.
Майис Мамедов, председатель комитета Заксобрания по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и тарифам:
— Перед вторым чтением запланировано проведение круглого стола с участием всех заинтересованных сторон. Возможно, мы создадим пилотный проект. Возьмем район, который работает блестяще, и посмотрим, почему в одном районе такое возможно, а в другом нет.
Сергей Титков, заместитель председателя комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и нформационной политике:
— На встречах с людьми в селах меня обвиняли, что мы принимаем закон, не зная жизни на селе. Нас не поймут, я вам сразу говорю. И я не буду голосовать за этот закон.
Денис Субботин, заместитель председателя комитета Заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям:
— Я каждый день бываю в Половиновском сельсовете. Там насосная скважина сломалась, а глава не может купить новый насос. Нет у него денег. Предлагаю поддержать предложение областного правительства.
Владимир Карпов, заместитель председателя Заксобрания:
— Мы не должны забывать, что, к большому сожалению, в сельских поселениях очень много слабых, несостоятельных предприятий системы ЖКХ. На заседании фракции КПРФ мы пришли к следующему: в первом чтении законопроект поддержать, ко второму чтению подготовить свои предложения.
Андрей Панферов, первый заместитель председателя Заксобрания:
— Необходимо провести мониторинг, проанализировать муниципальные образования, которые готовы взять на себя полномочия по ЖКХ. Безусловно, все эти действия необходимо предпринимать по окончании отопительного сезона. Если рассматривать в практической плоскости, большинство глав районов будет за.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» № 44 от 2 ноября 2016 года