По улицам Ил-2 возили. Из северных болот на факультет летательных аппаратов НГТУ в Новосибирск попал легендарный советский штурмовик. Когда-то это была самая распространенная в небе над фронтом машина, ныне каждый экземпляр на вес золота. Возможно, через несколько месяцев эта груда металлолома превратится в красавца, который снова поднимется в небо.
Алюминий воды почти не боится – наоборот, прекрасно «консервируется» на большой глубине. Обшивка, заклепки, силовой набор – даже резиновые покрышки шасси, топливо и маслопроводы – все сохранилось! Направляющие реактивных снарядов – ими штурмовик «гвоздил» врага – тоже на месте. Бронекоробка по-прежнему крепка.
«Пролежал 75 лет в воде – на этом металле даже нет отслоений. Он просто покрылся легким налетом ржавчины. Представляете, какой был металл. А сейчас у нас пивные банки крепче автомобилей», – говорит водитель автотрака Анатолий Буров.
Анатолий привез самолет из Мурманской области, где он пролежал на дне озера Кулонга 75 лет. 22 августа 1943 года Александр Каличев, командир 3-й эскадрильи 46-го штурмового авиаполка Северного флота, вылетел на штурмовку аэродрома Луостари. Зенитки подбили самолет. Пилот мягко приводнил его и покинул машину. Позже за этот бой капитан получил орден Красного Знамени. А теперь Ил-2 достали из воды, чтобы вернуть в воздух.
40 самолетов за 26 лет восстановили в Новосибирске. Для специалистов вроде бы уже рутина, но с таким столкнулись впервые.
«Этот самолет отличается еще и тем, что он одноместный. Ил-2 всего было выпущено 36300, самый массовый во время войны. Большая часть двухместные – сзади стрелок. А это ранняя модификация, без стрелка. В мире таких больше нет. Их просто посбивали все. Так что мы должны тут каждую железку сохранить, – отметил профессор кафедры прочности летательных аппаратов НГТУ Владимир Бернс.
У Ил-2 переберут все до винтика, восстановят каждый квадратный сантиметр, соберут, снабдят двигателем. «Родных», микулинских, уже не сохранилось, да и ресурс у них был ничтожный – лишь на несколько боев. Поэтому возьмут американский мотор марки «Эллисон» 1942 года выпуска – их ставили, в частности, в истребитель «Аэрокобра», на котором летал Покрышкин. В воздухе штурмовик мы увидим нескоро – через 46 месяцев. Но увидим обязательно, говорят реконструкторы.