По словам главного следователя ГУ МВД по региону Дмитрия Ходакова, на территории России раскрыто 44 мошеннических кол-центров. В самом большом из них работало 258 человек. 7, 5 тысяч жителей Новосибирской области пострадало от кибермошенников в 2022 году.
При этом раскрыть удалось меньше трети всех зарегистрированных преступлений. Как считают эксперты, самый лучший способ борьбы с кибермошенниками – это профилактика.
Правоохранители перечислили главные правила цифрового поведения:
1.Никому не передавать реквизиты своих банковских карт, в том числе коды подтверждения, логины и пароли.
2. Не переходить по ссылкам, которые отправляют вам потенциальные покупатели или продавцы. Приобретать товары только в проверенных интернет-магазинах, предварительно ознакомившись с отзывами.
3. Не вносить предоплату при покупке товаров у частного лица.
4. В случае, если вам сообщают о родственниках, которые попали в ДТП, связаться с ними и выяснить, действительно ли у них неприятности.
5. Сотрудники банков никогда не спрашивают данные вашей банковской карты, не просят оформить кредит и перевести куда-либо деньги. Если такие разговоры начинаются, 100% – это мошенники.
6. Вы не можете выиграть в лотерее, если в ней не участвовали. Если вам сообщают: «Вы выиграли приз», «Предлагаем вам бесплатный подарок» – это обман.
«Подумайте десять раз перед тем, как перевести куда-то деньги. При переводе должно высветится и имя отчество получателя. Важно, чтобы эти данные совпали с именем того человека, с которым вы беседуете. Бесплатный сыр – только в мышеловке. Если вы видите подозрительно низкие ценники, лучше 10 раз задумайтесь и прочитайте отзывы об организации», – советует новосибирцам глава минцифры Сергей Цукарь.
По словам правоохранителей, опытные пользователи разработали целый арсенал ключевых фраз, которые помогают уберечься от кибермошенников.
«Я вам перезвоню» – эту фразу портал киберзож.рф советует использовать в любой непонятной ситуации. Вам сообщают о выигрыше в лотерее, в которой вы не участвовали, о ДТП, в которое попал ваш родственник или рассказывают о подозрительной транзакции.
«Мне уже перечислили деньги» – так стоит говорить отвечать на реплику: «Вы выиграли приз, отправьте данные вашей карты».
«Чей Крым?» – это самая популярная фраза, которую используют россияне при разговорах с предполагаемыми кибермошенниками. Если звонок поступил с территории Украины, реакция обычно следует незамедлительно.
«Позовите начальника колонии», «Из какого исправительного учреждения звоните?» – этот вид троллинга рассчитан на кол-центры кибермошенников, которые базируются в исправительных колониях.
В любых случаях фразы сбирают с толку предполагаемых преступников и меняют ход игры. О главных правилах кибербезопасности, как распознать звонок мошенника и не стать жертвой фишинга подробно разъясняют на портале Госуслуг в разделе «Кибербезопасность».