Новосибирск 2.9 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Развитие

Признаки «умного города» появились в Новосибирске

10.09.2018
Признаки «умного города» появились в Новосибирске
Цифровые технологии предполагают не только комфорт, но и тотальный контроль даже над личной жизнью. Фото Виктора Боровских
«Умный город» — это пространство, где цифровые технологии прочно вплелись в быт горожан. До по-настоящему умной среды, где все данные, поступающие с камер и терминалов, сводятся в одну систему, нам еще далеко. Но некоторые признаки «умного города» есть в Новосибирске и сегодня.

«Умный город» чем-то похож на романы фантастов: нас окружают роботы, они убирают дом, готовят обед, следят за правопорядком на улицах и делают еще множество других вещей, которыми сегодня занимаются люди. В мире есть примеры, где уже удалось воплотить эти идеи в реальность.

Так, в китайском Иньчуане вообще не рассчитываются деньгами — здесь платят… лицом. По всему городу используется система распознавания лиц, привязанная к банковскому счету. Для того чтобы рассчитаться за проезд, за ужин в ресторане или за любую другую услугу, ты просто подставляешь лицо к распознавателю, и деньги автоматически списываются со счета. Роботы заменили здесь даже чиновников — в местной администрации с посетителями работают голограммы, но обращаются к ним редко — почти все процедуры можно пройти онлайн. В Сингапуре «умным» стал только один квартал: его оснастили сенсорами, контролирующими потребление воды и электричества, утилизацию отходов. Электропитание домов происходит за счет солнечных батарей. В квартирах даже поставили датчики, которые следят за передвижением пожилых людей: если вдруг с бабушкой или дедушкой что-то случилось, то родственники и врачи получают сигнал тревоги. 

— Smart City — это проект тотального контроля над общественными потоками и коммуникациями, — считает Андрей Заворин, управляющий директор IVoice Technology. — Есть система, например, социального отбора, которая рейтингует ваше поведение. Камера фиксирует, что вы курите и бросаете окурок, и вам присваивают более низкий социальный балл.

Такие технологии пытаются внедрять и в России. «Перспективным направлением в области умных вещей мы считаем систему «умного ЖКХ», и в этой области у нас есть уже готовые решения, которые работают в пилотном городе Иннополис Республики Татарстан, — говорит Марк Малахов, директор по развитию бизнеса в государственном сегменте и специальным проектам Сибирского филиала ПАО «МегаФон». — Это система датчиков и специализированное программное обеспечение, которое контролирует работу приборов учета тепла, воды, электроэнергии в многоквартирных домах и передает информацию в ТСЖ, УК и самим пользователям. Это позволяет не только своевременно снимать показания счетчиков и оплачивать услуги, но и сразу же видеть нештатные ситуации». 

В Новосибирске элементы таких технологий тоже внедряют. Для того чтобы «умные технологии» стали для нас обыденностью, нужны технические возможности. Сегодня для передачи данных в системы контроля используются технологии 4G. Пока цифровизация не является повсеместной, они вполне справляются с объемом данных. Но чем больше «умных» объектов появится в Новосибирске, тем сложнее будет осуществлять передачу данных. Очевидно, нужны новые технологические решения.  Прорыв в этом вопросе может дать появление нового поколения мобильной связи — 5G.

Очевидно, что к «умному городу» стремятся и городские власти, и представители бизнеса, но остается вопросом, готовы ли к нему обычные люди, ведь цифровые технологии предполагают не только комфорт, но и тотальный контроль даже над личной жизнью… 

Идеальный «Умный город» живет в автоматическом режиме: поезда метро ездят без машинистов, заявки граждан принимают не чиновники, а голосовые боты, в ресторанах обслуживают роботы – и всем этим руководит один искусственный разум. Утопия? В некоторых странах – уже нет!

«Умные остановки»

Три «умные остановки» открыты в Новосибирске: возле ЦУМа, Архитектурной академии и Дома Ленина. Еще две появятся в ближайшее время.

– бесплатный Wi-Fi;
USB-порт для зарядки сотовых телефонов, система видео-наблюдения;
информационное табло, показывающее время прибытия транспорта;
карта города (по данным пресс-службы мэрии).

Саморегулирующиеся светофоры

11 «умных светофоров» начали свою работу на улице Станционной.

Автоматизированная система решает сразу ряд проблем:

– анализирует трафик движения;
– в случае затора включает зеленый сигнал для автомобилистов;
– сокращает время ожидания на перекрестках в 1,5–2 раза (По данным компании Soffline).

История в смартфонах

70 исторических мест и зданий Новосибирска оборудованы табличками с QR-кодами.

– скачиваешь приложение;
– сканируешь QR-код;
– читаешь статью об истории здания (по данным пресс-службы мэрии).

— С 2015 года в Новосибирске реализуется историко-культурный проект «Узнай Новосибирск». «Любовь к своему городу начинается со знания истории города. И  я рад, что наш проект уже три года делает ее более доступной и интересной для новосибирцев и гостей города, — говорит директор филиала МТС в Новосибирской области Александр Соловенчук. — Это пример того, как современные технологии могут работать в социокультурной сфере. Благодаря интерактивным вывескам теперь обычная прогулка по городу для многих горожан может превратиться в увлекательное историческое путешествие».

Машины напрокат

Три каршеринговые компании работают в Новосибирске.

– более 50 машин можно взять на поминутный прокат;
– 7 руб./мин. средняя цена проката при движении;
– 2 руб./мин. средняя цена ожидания (в это время клиент может сделать покупки в магазине, дожидаться пассажиров, провести бизнес-встречу и т. д.)

— В Новосибирске прирост пользователей по сравнению с прошлым месяцем составил 38%. Мы оцениваем общую емкость рынка как 5000 автомобилей на сегодня, но для такого парка необходимо и увеличение пользователей. Мы покупаем новые автомобили, поэтому этот процесс несет плавный характер, — рассказывает Екатерина Бударенко, менеджер по связям с общественностью компании Cars7.

«Умная школа»

Школа  № 29 управляется сегодня по принципу «с одного пульта». В случае ЧП система высылает оповещение на пульт управления, а также отправляет СМС-сообщение по заданным номерам.

В общую систему контроля в школе соединены:

– отопление;
– вентиляция;
– пожарная безопасность;
– учет энергоресурсов.

Единая регистратура

8 лет назад была создана городская электронная регистратура. Теперь записаться на прием в любую поликлинику можно одним из трех способов:

– позвонив по номеру 124;
– через «Личный кабинет»;
– на сайте «Госуслуги» с помощью сайта zdravnsk.ru.

— Мы разработали электронную регистратуру для областной клинической больницы, — говорит Андрей Заворин, управляющий директор IVoice Technology. — Робот получает первичный запрос, перенаправляет человека по назначению, дает ему нужную справку. Робот напоминает о том, что надо прий­ти к врачу, переносит прием на другой день, если требуется. Голосовой бот может распознавать шумы, выделять речь определенного человека из общего шума — уровень распознавания человеческой речи сегодня достигает 90%.

Безналичный расчет

Бесконтактными картами теперь можно рассчитываться в общественном транспорте. 

500 трамваев, троллейбусов и автобусов оборудуют терминалами.
40 коммерческих маршрутных такси войдут в проект.
2–3 секунды занимает такой способ оплаты проезда.

Оплата через приложение

На двух маршрутах — №2 и №14 — действует бесконтактная система оплаты при помощи приложения Multipass. Также терминалами оборудованы все муниципальные автобусы города Бердска.

21 единица автотранспорта в Новосибирске оборудована терминалами.
На маршрутах  № 39, 55, 62  в данный момент устанавливают терминалы.
1500 новосибирцев в день оплачивают проезд через систему.
В 2 раза дешевле стоит проезд при помощи проездного от Multipass (По данным компании «Multipass»).

Как пользоваться?

1. Зарегистрируйтесь в «Личном кабинете».
2. Пополните счет банковской картой.
3. Привяжите к вашему счету в Multipass любую бесконтактную карту. Теперь ваша бесконтактная карта — это еще и билет.
4. Поднесите бесконтактную карту к считывающему устройству – поездка оплачена.

Марк Малахов, директор по развитию бизнеса в государственном сегменте Сибирского филиала ПАО «МегаФон»:

— Одним из примеров цифровизации привычных вещей и процессов выступает «умный светофор». Это с виду обычный светофор, который имеет в себе модуль связи, соединяется с аналитической платформой и может автоматически регулировать время горения красного и зеленого света. Для этого светофор должен уметь связываться с управляющим сервером мэрии или получать информацию с общедоступных сервисов. Сейчас «МегаФон» совместно с производителями «умных» светофоров прорабатывает такой проект в Новосибирске.

Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №36 от 7 сентября 2018 года

Районные СМИ

Не пропустите

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: