Ремонт в подземном переходе через Красный проспект на выходе к магазину «КапиталЪ» уже идет – торговые павильоны демонтировали, обнажив на стене надписи 30-летней давности. Ежедневно здесь проходят более 2 тысяч людей, он один из самых старых в Новосибирске. Изначально в 1987 году его строили именно как пешеходный переход, но со временем место обросло торговыми палатками, а после и павильонами. Теперь на время ремонта переход будет частично закрыт, а торговые точки демонтированы. Стоимость реконструкции этого оценили в 30 млн рублей.
Следом за центральным работы начнутся в переходе улиц Восход-Кирова, и уже ведутся разработки дизайн-проекта через улицу Димитрова. Проектные работы сейчас идут в переходу на Троллейном жилмассиве, который находится, наверное, в самом плачевном состоянии.
Пешеходных переходов в Новосибирске восемь. Самый приличный – на улице Большевистской, соединяющий станцию метро «Речной вокзал» и Михайловскую набережную. А самый аварийный – в дамбе Димитровского моста на Фабричной. Директор МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» Александр Мысик допустил возможность скорого замораживания работы этого перехода.
Переход через Красный проспект находится не в самом лучшем состоянии
В не менее плохом состоянии переход на ГПНТБ, соединяющий улицу Восход и Октябрьскую магистраль, а также переход на Троллейном жилмассиве, на пересечении улиц Димитрова и Ленина. Проекты по всем переходам планировалось закончить до 1 июля, но из-за загруженности разработками нового ЛДС работы по подземным переходам перенесены на 1 сентября. После комплексного обследования переходов выявились наиболее больные места – пожарная безопасность, вентиляция, отопление и возможность использования людьми с ограниченными возможностям.
«В 21 веке как-то несолидно столице Сибири иметь в центре города такие пешеходные переходы. Мы обменивались опытом, ездили в Москву и Питер, изучали столичные подземные переходы. В свете последних событий, которые связаны с пожарной безопасностью, принято жесткое и однозначное решение навести здесь порядок», - пояснил причины реконструкции Александр Мысик.
На время ремонта переходы будет частично закрыты, а для передвижения пешеходов организуют надземное движение. С 1 сентября работы на Красном проспекте, Димитрова и возле ГПНТБ закипят в полную силу. Общая сумма, которая понадобится муниципалитету для ремонта, оценивается в 35-40 млн рублей, 25-30 млн из которых будет стоить один лишь переход на Красном проспекте. Здесь необходимо поменять освещение, вентиляцию, решить проблему промерзания. Такие же недостатки и у перехода на ГПНТБ. 30 лет назад во время строительства этих подземных сооружений не предполагалась, что они должны обеспечивать плюсовую температуру в зимний период.
Сейчас все киоски демонтировали, и рабочим открылись настенные надписи 30-летней давности
Подземные пешеходные переходы ждет перепрофилирование в многофункциональные комплексы, которые могут включать в себя и мелкую розничную торговлю. «По инженерии очень много вопросов. При строительстве торговые места не предполагались. Когда они появились, потребовались отопление, вентиляция, — продолжает Александр Мысик. — Во время реконструкции все киоски будут поэтапно демонтированы, и продолжат монтироваться уже в связи с новыми инженерными решениями. Сейчас мы начали работы на тех участках, где есть самые проблемные места».
После реконструкции, по предварительной оценке, торговых точек станет меньше. Для прохода необходимо минимум три метра пространства, поэтому есть вероятность, что торговые павильоны сохранятся лишь по одной стороне. Изменения коснутся и людей с инвалидностью – появится тактильная плитка, которая расположится по полу или стенам. Также переходы обещают оснастить аварийным освещением. Все работы планируется завершить к весне 2019 года.
Напомним, что крупные подземные переходы в Новосибирске не соответствуют современным требованиям безопасности. К такому выводу пришла комиссия, которая еще 5 апреля инспектировала объекты.