И пусть это не кинохроника, а художественный фильм «Октябрь» Сергея Эйзенштейна. С постановочными кадрами штурма Зимнего дворца, где вооруженная толпа прорывается через ворота с двуглавыми орлами и захватывает резиденцию Временного правительства. Главная задача видеоряда, который показывают в картинной галерее - погружение в атмосферу 1917-ого, когда на волне революционной эйфории Петроград встает под кумачовые знамена. Символично, что сотрудница музея современной истории России сегодня тоже в красном проводит экскурсию.
- Своими работами мы хотели показать, что революции не всегда неизбежны, но они всегда неслучайны. Они происходят потому, что что-то в то время пошло не так, - говорит заведующая отделом изобразительных искусств музея современной истории России Вера Панфилова.
- Представлены работы, безусловно, именитых мастеров. У нас есть отдельные залы с работами Ивана Алексеевича Владимирова, на которые, на мой взгляд, следует обратить особое внимание. Он был современником революции и то, как он рисовал, это, безусловно, осмысление тех революционных потрясений, - говорит научный сотрудник и хранитель коллекции живописи музея современной истории России Анна Миронова.
Достоверностью отличаются не только картины Владимирова. На выставке представлены работы художника, написанные, что называется «по горячим следам». Григорий Федорович Базурин был непосредственным участником революционных событий, матросом, который в 1917-ом брал Зимний дворец.
По словам организаторов выставки, петроградские реалии 1917-ого (очереди в булочные, похоронные процессии, когда в последний путь провожали матросов) написаны не по заказу советских вождей. Этого не скажешь о более поздних картинах, посвященных октябрьскому перевороту. Одна из главных задач экспозиции - показать трансформацию историко-революционного жанра в искусстве от хроникальной достоверности до канонизации событий.