«Встретимся у Горыныча», – так теперь говорят ученики ближайшей гимназии. Трехголовый змей вырос из дерева. Чтобы его сделать, вокруг ствола пришлось городить строительные леса и спасать воробьиный выводок из гнезда.
Скульптор Илья Давыдов использует принцип Микеланджело – просто убирает все лишнее, но не из каменной глыбы, а из деревянной заготовки. Сначала в ход идут электроинструменты. А вырезать шерсть, к примеру, на будущей скульптуре медведя – это уже ручная работа.
– Контуры лап будут доводиться стамесками. Болгарка и бензопила нужны для того, чтобы убрать лишний массив, – поясняет скульптор-краснодеревщик Илья Давыдов.
Изначально мастер работает по эскизу. Но дерево – не глина и не мрамор, бывает своенравным. И если дупло увидишь сразу, а из сучковатого полена можно смело делать Буратино, то внутри ствола встречаются сюрпризы.
– Бывает, сучок. Бывает, карман смоляной или гнилое место попадаются. Из-за этого приходится корректировать фигуру. Но если нет возможности – тогда приходится вырезать этот кусок и вставлять другой. А потом зашлифовывать, когда он приклеется, – говорит Илья Давыдов.
Исходный материал мастер чаще всего находит в Бердском лесхозе. В дело такая древесина не идет, а пустить ее на дрова жалко, если можно сотворить необычное ландшафтное украшение. Больше всего скульптор ценит кедр. Он пластичный, и энергетика хорошая. Сосна – мягче, липа – тверже. Даже с тополем можно работать с творческим подходом.
Работает скульптор дома. Квартира полна инструментов и приспособлений, есть даже станок для вырезания настенных панно. Но все-таки руками привычнее, хотя и тяжелее: и производственные травмы случаются, и профессиональные недуги.
– Вот здесь мозоль, как на пятке. Когда работаешь резцом, постояннно упираешься большим пальцем левой руки. Он же является и опорой, и предохранителем, – говорит Илья Давыдов.
Но работа резцом – это только часть всех процессов. Потом идет долгое шлифование. А еще для каждого изделия нужно подобрать специальную пропитку. Обязательно с колером, иначе на солнце выгорит. Уличной скульптуре нужно одно масло, деревянной свадебной чаше – другое, из нее потом пить будут.
Творения Ильи разлетаются по всему миру – от Америки до Таиланда. Благо, через любую таможню их пропустят без сучка и задоринки. А сейчас еще и вросли корнями в новосибирские улицы.