Монтаж грандиозной выставки Куинджи из собрания Русского музея полным ходом идет в Новосибирске. Картины все еще стоят в коробках, но для каждой из них уже приготовлено места в залах Художественного музея. По словам куратора выставки Константина Прусова, здесь Куинджи будет выглядеть даже лучше, чем в стенах Русского музея благодаря «правильному» цвету стен и освещению. Все окна в залах плотно закроют жалюзи.
«Включить на полную софит — мы сегодня не можем. Сам Куинджи использовал лампу Яблочкова – подсвечивал картину в затемненной комнате. По сути такой же эффект мы сейчас создаем, но только картин будет несколько. Куинджи очень по современному работал с выставками – наподобие презентации театральной, перфоманса в современном понимании. Это вызывало слухи и склоки. Много легенд существует по поводу того, что он там смешивал волшебные краски – лунные, как их называли. На самом деле ничего этого нет», – рассказал VN.ru Константин Прусаков.
Куинджи и Айвазовского называют великими экспозиционерами XIX века. Самые медийные художники того времени лучше всех умели делать сенсацию из любой своей выставки. Не случайно Куинджи мечтал учиться у Айвазовского. При этом никаких «лунных» красок у Куинджи не было. Сын сапожника из Мариуполя самостоятельно научился подбирать цвета так, чтобы картины светились изнутри.
За необычное свечение и спецэффекты Куинджи и Айвазовский считаются одними из самых востребованных художников на черном рынке произведений искусства. Картину «Ай-Петри. Крым» из коллекции Русского музея в 2019 году украли из Третьяковской галереи. Уже на следующий день похитителя задержали в Подмосковье. А 22 года назад в Новосибирске украли «Корабль на мели» Айвазовского. Преступление до сих пор не раскрыто.
Картины Куинджи всегда были одними из самых дорогих в русском искусстве. «Лунная ночь на Днепре» в свое время была продана за баснословную сумму в 5000 рублей великому князю Константину Константиновичу. По сути, художник был обеспечен до конца жизни. Страховую стоимость картин Куинджи в Русском музее не называют – по словам искусствоведов, они бесценны.
«Цифру я вам не назову – все работы, конечно, застрахованы, но музейщики понимают, что это условность. Картины Куинджи бесценны, поэтому если что-то произойдет, то страховка это лишь малое утешение»,– уточнила научный сотрудник Русского музея Анна Волошко.
«Лунная ночь» Куинджи из постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея станет одним из главных экспонатов выставки. В ряду других шедевров автора она будет выглядеть совсем по-другому, в том числе за счет специального света. Самая знаменитая картина Куинджи из привезенных в Новосибирск из Русского музея – это «Радуга».
«У нас в Русском музее целый зал Куинджи, и конечно, что-то в нем осталось. Но, например, картина «Радуга» была специально для этой выставки снята с экспозиции, сейчас её заменили два закатных этюда, которые, конечно же, выглядят не то чтобы хуже, но непривычно, – рассказывает Анна Волошко. – Постоянные посетители Русского музея уже ищут: «А где же, где же наша «Радуга»?». Мы им отвечаем — приезжайте в Новосибирск смотреть на «Радугу».
Среди картин Русского музея, которые на лето привезли в столицу Сибири, поздние шедевры Куинджи «Облака» и «Туман на море», знаковые пейзажи «Дубы», «Роща», «Степь в пасмурный день» и несколько «Лунных ночей», в том числе новосибирская, которая повторяет сенсационную «Лунную ночь на Днепре».
Как говорят в Художественном музее, доверить столько полотен Куинджи Новосибирску музейщики из Санкт-Петербурга отважились после масштабной выставки Сурикова, на которую новосибирцы выстроились в очередь. Медитативные полотна Куинджи, скорее всего, тоже не получится смотреть в тишине и уединении. Выставка вызвала ажиотаж у новосибирцев еще до открытия.