Церемония награждения премией журнала «Сибирские огни» прошла в театральном зале Новосибирского художественного музея. Премию вручают при поддержке Международного сообщества писательских союзов, бизнес-группы «NORDАЗИЯ», новосибирского отделения Союза писателей России, депутатов городского Совета Новосибирска Игоря Кудина и Сергея Бондаренко и министерства культуры Новосибирской области.
«За год 12 номеров изданы и ушли к читателям, – рассказал в начале церемонии редактор журнала «Сибирские огни» Михаил Щукин. – Проведено третье совещание сибирских авторов. Мы пополнили наш архив: сегодня, зайдя на сайт, читатель может прочесть любой номер – начиная с первого, выпущенного в марте 1922 года, по январь 1980. Два лауреата прошлых лет – это иркутянин Александр Лаптев (роман «Бездна») и новосибирец Владимир Злобин (роман «Гул») издали собственные книги. Наши авторы стали лауреатами всероссийских литературных премий. И самое главное, что удалось сделать – потихоньку вокруг журнала начинает складываться круг авторов, потому что главным человеком в журнале остается все-таки его автор».
Получить награду могли только те авторы, чьи тексты опубликованы в журнале «Сибирские огни» в 2018 году. Лауреатов определяло жюри из представителей регионального министерства культуры, Совета депутатов Новосибирска, новосибирского отделения Союза писателей России, редакции журнала «Сибирские огни», власти, бизнеса, литературной и художественной общественности.
В итоге в номинации «Поэзия» победили Алексей Ивантер со сборником «Из тех времен, где Волга-Волга...» – №7 – и Виктор Коврижных – «За горьким хлебом в холода...» – №10. В номинации «Проза» – Геннадий Башкуев за «Чемодан из Хайлара. Роман с одушевленными предметами» – №№4, 5, 6 – и Александр Вегнер за повесть «Трудармия» – №№10, 11.
В номинации «Публицистика» победу разделили Владимир Алексеев за «Слово о книгах, нарицаемых «редкие», и о судьбе их в стольном граде Новосибирске» – №1 – и сибиряки Александр Фомичев и Роман Яковлев за очерк «Путешествие сибирских зоологов в Ирак» – №№11, 12.
«История эта о нашем путешествии в Ирак, на очень малоизученную территорию, – рассказал Александр Фомичев. – Я занимаюсь пауками, а Роман Яковлев – бабочками. Вот мы решили туда съездить. Это было в апреле 2017 года, как раз во время активных боевых действий в районе Мосула. Как раз там и были, то есть в северном Ираке. А затем попали в тюрьму вместе с боевиками ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная в России). Нас подозревали в шпионаже в пользу ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная в России). Находились в тесной камере с 80 человеками 5 суток. Затем были освобождены консулом РФ. Это вкратце, что произошло. А так как я со школы знаком с Геннадием Прашкевичем, я ему эту историю рассказал. И он предложил об этом написать».
В номинации «Новые имена» отметились Эльза Гильдина, Мария Стародубцева, Наталья Короткова и Игорь Назаров.
В номинации «Наследство» премия досталась литературоведу Владимиру Яранцеву за подготовку к печати пьесы Владимира Зазубрина.
«Каждому творцу необходимо признание, будь то художник, литератор, артист, музыкант, – сказал заместитель министра культуры Новосибирской области Евгений Сазонов. – Необходимо пространство для высказываний, аудитория, которая это высказывание увидит и оценит, общественное признание. Это извечная проблема творческих людей. И наши современные литераторы в цифровую эпоху не очень избалованы этим вниманием. А ведь литература и художественное слово – это основа нашей культуры и нашего языка! Поэтому то, что у нас работает старейший журнал «Сибирские огни», регулярно проводится эта премия – это важный символический жест в сторону наших литераторов, как состоявшихся, так и молодых. Мы надеемся, что эта премия будет развиваться, а количество авторов – расти».
Так какими же умениями нужно обладать для того, чтобы вас читали?
«Во-первых, нужно, чтобы у вас в голове что-то было, что интересно другим, – говорит новосибирский писатель Анатолий Шалин. – И нужно обладать умением, чтобы это выразить на бумаге так, чтобы стало очень интересно. На этом искусство и построено. Хотя, конечно, большинство писателей графоманят. Ведь страсть к писательству – это и есть графомания. Но есть бездарные ребята. А есть – с талантом».